Мария Афанасьева
Актуальность опыта работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся одним из актуальных и обсуждаемых. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой. В сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития нравственных качеств ребёнка – дошкольника.
Публикация «Актуальность опыта работы „Сказка как средство нравственного воспитания детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Воспитательная роль сказок очень значима в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система», которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Мы, взрослые и дети, очень любим сказки. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва, на которой растет и достигает совершенства воображения будущего ученого, изобретателя, художника. Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит на прямую. Самое большое, что она «позволяет себе», это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Большое количество сказок создано народом. Народная сказка, всегда любима детьми, доступна, и хорошо пересказывается, даже когда не было книг, и в наши дни, когда в группе имеется специальная детская литература. Привлекательность сказки для моей работы воспитателя можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью.
В современном мире дети чаще проявляют агрессию, быстро обижаются, тревожны. А с помощью сказочных персонажей возможно научить ребенка быть добрым, привлекательным, аккуратным, отзывчивым, привить нравственные качества. Сказки помогают детям почувствовать себя комфортно, наладить контакт друг с другом, привыкнуть к новой и незнакомой для них ситуации.
Всякая сказка - это рассказ об отношениях, причем эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка.
Именно сказки приобщают ребенка к моральной культуре своего народа. В течение многих веков сказка была мудрым воспитателем ребенка. Так же как и сегодня, сказка учит любить добро, труд, ненавидеть зло. В ней прославляется разум, находчивость, отвага. Она дает яркие примеры подлинной дружбы, преодоления препятствия при достижении намеченной цели.
Работая над проблемой воспитания нравственных качеств личности ребенка через сказку, я сделала вывод, что знакомство и изучение народных сказок, доступных восприятию детей дошкольного возраста, помогает эффективно решать проблему привития интереса к художественной литературе, развивать нравственную восприимчивость.