Оксана Варламова
Традиционный русский фольклор в праздниках и развлечениях как средство патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме: «Традиционный русский фольклор в праздниках и развлечениях, как средство патриотического воспитания дошкольников».
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность.
Публикация «Традиционный русский фольклор в праздниках и развлечениях как средство патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Единый день фольклора, 17 июля
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
В воспитании детей необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность. веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного, патриотического и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в
эстетическом воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в
песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем сказки и песни
дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они —
участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических
композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе
школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные
образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем
развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и
увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс
назидательности. Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:
— познавательную;
— физического развития личности;
— импровизационно-творческую;
— организационно-деятельную.
Так, в процессе игры ребенок познает мир, расширяет свои познания и умения в
области музыки, поэзии. Игры, без сомнения, развивают ребенка физически,
уроки хореографии укрепляют мышечный аппарат, развивают пластику, моторику,
чувство ритма. Игра подключает ребенка к миру театра — в процесс создания
сценария и самого спектакля по сказкам. Ребенок перевоплощается в героя
сказки, он переживает ситуацию сказочного героя, воплощает его образ, учится
двигаться по сцене, поет, танцует.
C целью воспитания детей в традициях отечественной народной культуры, формирования бережного отношения и любви к ней, воспитание цельного и духовно богатого человека посредством приобщения его к сокровищнице народной культуры и мудрости в нашем дошкольном учреждении функционирует кружок комплексного изучения русского фольклора «Веселушки».
Целями воспитательной программы кружка является:
1. В атмосфере психологического комфорта знакомить детей с истоками отечественной культуры.
2. Естественно и непринуждённо обеспечивая положительные эмоции, создавать у детей интерес к творческому наследию русского народа.
3. Духовно развивать детей.
4. Раскрывать творческие возможности детей.
5. Расширять кругозор детей посредством разнообразных видов фольклора (бытовой, календарный, музыкальный, игровой, устное народное творчество, инструментальный, потешный, обрядовый и. т. д.)
Воспитание и обучение детей производится по принципу «От простого к сложному». Практический материал программы подобран в соответствии с указанными темами и возрастными особенностями детей.
Обучающие возможности фольклора огромны. Структура программы определяется народным календарем. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, за годовым циклом дети учатся языку народной культуры.
Разработано перспективное планирование по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Задачи процесса обучения и воспитания :
1. Формирование у детей миропонимания, используя средства и опыт народной педагогики
2. Развить эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности
3. Развивать музыкальный слух, чувство ритма
4. Развитие речи
5. Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры
6. Формировать целостное восприятие народной культуры
Ожидаемые результаты:
Устойчивый интерес к культуре русского народа
Знание детьми примеров устного народного творчества
Овладение элементами русской народной хореографии
Знание песенного русского народного фольклора
Овладение приёмами игры на русских народных шумовых инструментах (ложки, трещётки, дрова)
Результатом каждого изученного детьми раздела становится проведение обобщающего занятия или развлечения. Песни, танцы и инструментальные номера, разученные детьми на занятиях кружка, включаются в музыкальный репертуар календарных праздников ДОУ. В нашем учреждении стало традицией проведение ежегодного масленичного развлечения.
Для того чтобы дети могли полнее ощутить атмосферу этого старинного праздника нами были изготовлены русские народные костюмы, шумовые инструменты, кукла Масленицы. На занятиях кружка дети заранее выучили народные песни, заклички, потешки, хоровод. Так же был изготовлен реквизит для русских народных игр и забав.
Сценарий масленичного развлечения в старшей группе.
1воспитатель. Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике — Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо — голубым, а солнце — ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник — Масленица.
2 воспитатель. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины. 1 воспитатель. Блины являются символом солнца так как они круглые и румяные. Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.
2 воспитатель. Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" — сжигают чучело, изображающее Масленицу.
Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Под музыку в зал входят дети из кружка «Веселушки» и встают полукругом лицом к зрителям. (Используется фонограмма песни «Масленица» в исполнении группы «Иван Купала»).
Мальчик. Уж ты масленица, ты широкая
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!
Девочка. Дорогая наша Масленица!
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая, Дуня румяная!
Коса длинная, триаршинная!
Платок ситцевый, новомодненький!
Мальчик. Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков!
Музыкальный руководитель. Ребята, а давайте вспомним и расскажем всем, как дни масленичной недели называются. Понедельник…
Дети. Встреча!
Муз. рук. Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных. К первому дню Масленицы устраивались горки, качели, балаганы для скоморохов. Торговый народ ставил столы со сладкими яствами.
Муз. рук. Вторник…
Дети. Заигрыши!
Муз. рук. Молодцы приглашали девиц покататься на горках, девицы молодцов – поесть блинов
Муз. рук. Среда…
Дети. Лакомка!
Муз. рук. Тещи приглашали зятьев на блины. В этот день все начинали печь блины.
Муз. рук. Четверг!
Дети. Разгул!
Муз. рук. Самый разгульный день Масленицы. Катались по улицам с песнями на тройках. Устраивали кулачные бои, взятие снежных крепостей, каиались с гор, водили хороводы, пели и плясали.
Муз. рук. Пятница…
Дети. Тёщины вечёрки!
Муз. рук. Зятья приглашали своих тёщ в гости и угощали их блинами. Ребята, а кто такая тёща?
Дети отвечают.
Муз. рук. Суббота…
Дети. Золовкины гостевания!
Муз. рук. Золовка приглашает к себе в гости родных и близких, угощает. Ребята, а кто знает кто такая золовка?
Дети отвечают.
Муз. рук. Воскресение…
Дети. Прощёное!
Муз. рук. Родные и знакомые просят друг у друга прощения. Говорят: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном.
Муз. рук. Молодцы, ребята! Ничего не забыли.
1 воспитатель. Загадаю вам загадку –
Отгадайте-ка, ребятки.
Кто в лесу глухом живёт,
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу?
Дети. Медведь.
Под музыку выходит мальчик, исполняющий роль медведя.
Муз. рук. Люди добрые, смотрите сюда!
Вы такого не видали никогда! Ну, Михайло Потапыч, поворачивайся! Видишь, народ собрался подивиться, да твоим заморским потехам поучиться! С праздником, люди добрые, поздравляем! (кланяются).
Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки-молодушки в зеркальце глядятся, прихорашиваются?
(Медведь одной лапой морду трёт, другой на голове кукиш вертит).
Муз. рук. А ну-ка, Михайло Потапыч, представь, как парни на работу собираются?
(Медведь идет, еле передвигая ноги).
Муз. рук. А как с работы возвращаются домой?
(Медведь бежит, косолапя).
Муз. рук. Мишенька, а как Бабка Ёжка в бане парится, на полке валяется?
(Медведь падает на спину, машет лапами).
Муз. рук. Ой, бабка-то угорела, головушка заболела. Где заболела-то, Мишенька?
(Медведь трёт поясницу).
Муз. рук. Да нет, Мишенька, не это! Где головушка-то?
(Медведь берётся за виски, покачивается).
Муз. рук. Ну-ка, Миша, с нами попляши! У тебя ножки хороши!
Дети исполняют хоровод «Сею-вею снежок» р. н. п. По окончании номера дети садятся на стульчики.
2воспитатель. А теперь прошу вниманья!
Начинаем мы соревнования!
Кто захочет — стар и млад.
Перетягивать канат?
Проводится традиционное соревнование, которое организуют во время Масленицы. Нужно определить черту, за которую нельзя переступать. Команды выстраиваются на одинаковом расстоянии от этой черты (2—3 м). Побеждает та команда, которая перетянет канат за черту соперников. Когда первый из участников ступит на недозволенную территорию, игра объявляется законченной.
1воспитатель. Новая для вас задачка —
Превратиться надо в тачку.
Позабавится народ —
Кто быстрее? Кто вперед?
Это состязание можно организовать в виде эстафеты, в которой участвуют команды. Пары организуются сразу, чтобы не было суматохи. Один из участников упирается руками в пол. Его напарник цепляет «тачку» за ноги, и оба игрока начинают передвижение. «Тачка» перебирает руками и таким образом движется вперед. Его товарищ поддерживает ноги на весу. Также можно использовать кегли для определения расстояния.
Ложкари из кружка «Веселушки» выходят на середину зала.
Ложкари. Эге-гей! Честной народ! Выглянь из своих ворот, Погляди сюда скорей –и увидишь ложкарей.
Ложкари исполняют номер на ложках. Р. Н. П. «Во саду ли в огороде». По окончании номера садятся на стульчики.
2воспитатель. Ох, ребята, молодцы!
Как играли, удальцы.
Начинаем конкурс любимый мой!
Всем известный – кулачный бой!
«Кулачный бой»
В этом конкурсе участвуют два ребёнка, на руках которых надеты большие набитые соломой или ватой рукавицы. Задача соревнующихся вытолкнуть за рамки круга своего противника. Игру можно повторить несколько раз с другими желающими.
1воспитатель. А сейчас, ребятки, отгадайте-ка мои загадки.
1. На сковородку наливаем, выпекаем, вчетверо сгибаем, в ротик со сметанкой отправляем. (Блин).
2. И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (Блины)
2воспитатель. (Достаёт трусы) Вот трусишки не простые,
А семейные, большие.
Их скорее надевай,
Вокруг стула обегай.
Проводится конкурс «Бег в трусах». Дети делятся на пары. Один ребёнок надевает одну штанину, другой другую. Точно также одевается и вторая пара соревнующихся. После того как пары добегут до цели они передают трусы другим участникам. Побеждает команда сделавшая все быстрее.
2воспитатель. Мы на проводах зимы –
Подавайте нам блины.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Веселье продолжаем
И блинами угощаем.
Вносят блины. Ребята угощаются.
Ведущая. А теперь, ребята, давайте прощаться с Масленицей!
Погостила ты у нас,
До свиданья, в добрый час!
Пусть Весна-Красна
Принесёт нам тепла,
Масленица, прощай,
Праздник наш не забывай!
Дети из кружка «Веселушки» под музыку уносят куклу Масленицы.
Оценка результатов:
Кружок комплексного изучения русского фольклора «Веселушки» функционирует в ДОУ 3 года. За это время проведён ряд обобщающих мероприятий, на основании анализа которых можно сделать выводы, что:
У детей сформированы устойчивые знания и интерес к русскому фольклору, а в частности к русским календарным праздникам, устному народному творчеству, народной хореографии, народной игре и музыкальному творчеству.
Основная форма работы кружка - НОД, где используется всё многообразие форм и видов русского фольклора (народный календарь, народные игры, народный вокал, народная хореография, устное народное творчество, игра на народных шумовых инструментах).
В целях взаимодействия с родителями оформляются передвижки, информационные листки. В конце года составляется фотоотчёт, а в начале года на родительском собрании проводится творческий отчёт с их интерактивным участием.
Начало года. Родительское собрание. Творческий отчёт кружка комплексного изучения фольклора «Веселушки». Дети пригласили родителей на «Покровские посиделки».
На занятиях кружка дети изучают приёмы игры на русских народных шумовых инструментах.
Дети играют в старинные русские народные игры : «Вор-воробей», «Золотые ворота», «На лавочке…», «Горшки», «Щука и караси», «Бабка Ёжка» и т. д.
Фотоотчёт для родителей в конце года
Лето. Обобщающее занятие «Троицкие гуляния».
Осень. Обобщающее занятие «Дожинки».
Весна. Обобщающее занятие, посвящённое празднику Пасха «Золотое яичко».
Весна. Развлечение «Встречаем широкую масленицу».
Зима. Обобщающее занятие «Рождественские посиделки».