Светлана Яшина
Фольклор как средство патриотического воспитания ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор – как средство патриотического воспитания ребёнка»
Мы продолжаем себя в детях. И хотим, чтобы они были лучше совершеннее нас. В общем, мы растим гражданина. Но высокое чувство гражданственности не рождается само по себе. Его надо пробуждать в растущем человеке и как можно раньше. Буквально с первых проблесков сознания воспитывать в ребенке любовь к родной земле, на которой он родился и живет.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Мордовский фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков, осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. А именно изучение малых форм мордовского фольклора - это целый мир ярких, радостных, наполненных жизненной силой и красотой ценностей.
Фольклор – коллективное творчество народа, поэтому мы начинаем знакомство с фольклором в детском саду уже детьми раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал. («Тю-тю, баю-бай, «Ладушки», «Нюрямня» (колыбельная). Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, дети начинают притопывать, приплясывать, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение.
Ознакомление с традициями мордовского фольклора должно подаваться в доступной для детей форме, должны учитываться возрастные особенности детей, поэтому рационально начинать со сказок, игр, потешек и других малых фольклорных форм.
При ознакомлении с мордовским фольклором необходимо подвести детей к пониманию того, что у каждого народа есть свои произведения устного народного творчества, иногда они совпадают по содержанию, идее, но каждый народ находит свои средства выражения этого содержания, в каждом произведении есть свои персонажи, образы, которые соответствуют народным обычаям, традициям, истории развития.
Впоследствии сформировать представления о жанрах. В сказке происходят волшебные события, говорят животные и птицы, есть необычные персонажи: Юртава -хранительница дома, Ведява - богиня воды, Вирява - богиня леса и плодородия, Паксява - хозяйка поля и т. п., встречаются загадки-задачи, проверяющие ум, мудрость и хитрость героев сказки.
Очень часто, чтобы закрепить знание особенностей малых мордовских фольклорных жанров, специфики их использования в конкретной речевой ситуации я в своей практике использую упражнение «Как помочь?» : показать детям картинки с изображениями на них жизненных ситуаций, предложить подобрать к ним малые фольклорные формы и обосновать свой выбор.
Например: «Малыш плачет и не может заснуть. Что делать?» ( СПЕТЬ КОЛЫБЕЛЬНУЮ: «Тютю, балю, баюня»). «Дети ссорятся, кому быть водящим? Что поможет их помирить?» (СЧИТАЛКА). «Мама умывает малыша. Что она при этом может говорить?» (ПРИГОВОРКУ). Очень долго нет дождя. Как можно попросить дождь? (ЗАКЛИЧКОЙ «Тук, тук, пиземня»). «Чем можно рассмешить загрустившего товарища?» ( ПОТЕШКОЙ: «А тяпуня, тяпуня»). При этом особое внимание обращается на употребление названия жанров фольклорных произведений.
Простота мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.
Наблюдая за игрой детей, я не раз замечала, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняли содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривали «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно было услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».
Используя в своей речи пословицы («Кодама кяльце - стама и мяльце», «Мезе азат - сянь кулят») и поговорки ("Мордва проста с виду, да не даст себя в обиду") дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. У детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Созданный мордовским народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью.
Праздники играли и продолжают играть большую роль в жизни людей. Первые праздники в России были связаны с земледельческим календарем. Их называли календарными или годовыми, так как начинались они с момента, когда «солнце поворачивает на лето», т. е. в декабре. И продолжались практически весь год, заканчиваясь завершением сбора урожая. Возможность детей участвовать в праздниках и развлечениях этнокультурной тематики в качестве их организаторов и непосредственных участников способствует их сближению. Одновременно праздник выполняет информационную функцию, так как дети общаются, обмениваются и обогащаются информацией. Культура праздника слагается из культуры игры, культуры слова, движения и музыкального звука, а также культуры моды, костюма, обычая, ритуала – словом из совокупности разных культур.
Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, преследуется конкретная цель – приобщить воспитанников к истокам народной культуры через организацию детских фольклорных праздников. Ведущее место в приобретении детьми первых этнокультурных знаний можно отвести празднику. Именно праздник создает у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формирует праздничную культуру.
По мнению педагогов, ведущая деятельность ребенка (игра) формирует и перестраивает отдельные психические процессы. Только в игре возникает способность к интенсивному воображению, формируется произвольное запоминание и многие другие качества личности. В ней ребенок использует все знания, приобретенные на занятиях и в повседневной жизни (нравственно-этические, эстетические, экологические, общественной направленности, знания о предметах, о человеке-труженике и т. п.). Игра позволяет ребенку дошкольного возраста выразить свои чувства и переживания, отношение к взрослым, сверстникам, окружающему миру.
Богатство и разнообразие игр находится в прямой зависимости от кругозора ребенка : чем больше он получает впечатлений от окружающего, чем активнее он будет принимать посильное участие в разных делах, тем интереснее и разнообразнее будет содержание игр. Ребенок играет в то, что его по-настоящему заинтересовало, удивило, обрадовало. И эти впечатления отражаются в детской игре.
Неоценимым богатством в воспитании дошкольников являются календарные народные игры, в которых заключена информация о повседневной жизни наших предков – быте, труде, досуге, мировоззрении. Особое внимание необходимо уделить таким играм, как «Селезень утку догонял», «Репка», «Шел король по лесу, нашел себе принцессу», «Черный баран», «Акулинка на улицу пошла», «Матаня», «Ох уж ты, Порушка – Параня». В эти и другие народные игры с удовольствием играют дети дошкольного возраста.
Песня является еще одним инструментом пробуждения любви к родному Отечеству. Ребенок слышит народную песню еще в колыбели и на бессознательном уровне усваивает родной строй чувств и духовных переживаний. Необходимо постоянно обогащать детскую душу народными мелодиями. Стоит подчеркнуть значимость хорового пения, ибо оно национализирует жизнь.
Национальное воспитание неполно без национальной сказки. Она дает ребенку первое чувство героического, заселяет его душу национальным мифом. Приобщение к чужеземным сказкам наряду с родными познакомит детей с жизнью других народов.