Елена Иваныкина
Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников через театральную деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 г. Дмитриева» Дмитриевского района Курской области
Из опыта работы :
«Художественно – эстетическое развитие старших дошкольников через театральную деятельность»
Музыкальный руководитель:
Иваныкина Елена Валерьевна
г. Дмитриев
2023год
Публикация «Опыт работы „Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников через театральную деятельность“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме.
Значительное внимание уделяется развитию творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности, обучая общаться с прекрасным и воспроизводить его в рисунках и образах, стимулируя и поддерживая самостоятельность в воплощении собственных замыслов.
Природа настолько щедра к человеку, что наделила талантом каждого. Тот, кто не владеет кистью живописца, искусством музыканта, может достичь больших успехов в спорте или науке, а тот, кто равнодушен к научным истинам, станет незаменимым специалистом, про которого скажут: «Мастер на все руки». Ребенок еще не успел родиться, а в нем уже живет великая тайна таланта. Высокое назначение педагога — помочь маленькому человеку разгадать секреты своего внутреннего «Я».
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.
Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. В наше время дети не страдают от недостатка информации. И основными носителями ее для дошкольника являются детский сад и семья. В детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий в самых разных областях: музыка, литература, изобразительное искусство, растения, животные, профессии, транспорт и многое другое.
Маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство : «Почему летом – дождь, а зимой – снег, а не наоборот?», «Где живут шмели?» и «Почему ночью темно?».
Каждый из нас как педагог задается вопросами… Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни?
Задача педагога – направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним общепринятые и социально-нравственные пути реализации своего любопытства, и интереса, дающие ребенку возможность развиваться духовно и умственно. Мной предпринята попытка доказать, что одним из эффективных способов развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театральная деятельность
Детский театр, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способен взять на себя задачу развития кругозора ребенка. Почему именно театрализованная деятельность? Да потому, что театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Театр – это мир звуков, образов, мир полный сказки и волшебства. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр. Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость
Можно бесконечно говорить о пользе, которую оказывает театрализованная деятельность на развитие ребёнка. Я назову ещё одну причину, почему именно я решила увлечь детей этой деятельностью - мне самой очень нравится заниматься театрализованной деятельностью. Я с удовольствием принимаю участие в различных утренниках, в детских спектаклях. Конечно я и раньше, как и многие педагоги, использовала в образовательной деятельности некоторые формы театрализованной деятельности - театрализованные игры.
И, конечно детские утренники, в которых дети порой (просто потому, что так хотят воспитатели, заучивают автоматически текст, исполняют роль, заранее зная, что так нужно, за это можно получит подарок, или угощенье. Мне же захотелось, чтобы дети делали это с радостью и занятие этим доставляло им удовольствие, вдохнуть в них творческое начало, поддерживать и развивать интерес к творчеству
Я изучила литературу по данной теме, опыт других педагогов, наметила основные направления работы :
постепенный переходе ребенка:
- от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
- от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
- от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации, поставила следующие задачи:
- создать условия для развития творческой активности, самостоятельности детей;
- развитие правильной, эмоциональной речи детей;
- умение владеть своим телом (формирование умения передавать движением, мимикой, позой, жестом, театральными куклами основные эмоции ритмических импровизаций, игр и этюдов);
- воспитание устойчивого интереса к театрализованной деятельности, желание принимать активное участие в досугах, праздниках, развлечениях.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать основу, фундамент - достаточная предметно – развивающая среда. Это длительная работа, которая требует участия родителей. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются изготовителями декораций, костюмов и т. д.
Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации. На родительском собрании рассказала о значении театра в воспитании детей и обратилась за помощью. Родители по-разному отреагировали на это. Родители, которым понравилась эта затея, решили помочь нам. Кто-то рисовал, клеил, помогал шить костюмы.
Сейчас у нас есть различные виды театров : пальчиковый, настольный, театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр, театр на ложках. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу, для этого я использую различные методы и приё мы:
- показ и объяснение;
- имитация движений и звукоподражание;
- рассматривание предметов и атрибутов;
-чтение и рассказывание художественных произведений;
- беседы;
-вопросы;
- заучивание стихов, песенок, потешек, чистоговорок и скороговорок;
- пальчиковая гимнастика;
- загадывание загадок.
Театрализованная деятельность пронизывает все режимные моменты: включаться во все образовательные ситуации, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) вносились в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).
Театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью, помогает детям преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, во время игры он чувствует себя более раскованно, свободно и естественно.
Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. А это того стоит!
Первые спектакли мы подготовили и показали строгим зрителям - детям нашего ДОУ уже в средней группе. Я очень переживала за действия детей –ведь они непредсказуемы, могут просто отказаться выступать на публику (одно дело в качестве зрителей присутствуют родители, другое дело-посторонние дети, причём разного возраста). Но результат превзошёл ожидания - дети играли, делая это с удовольствием, а публика эмоционально реагировала на игру детей. Даже те дети, которые отказывались участвовать в спектакле смотрели на маленьких артистов с завистью и в дальнейшем тоже хотели поиграть в театр. За три года мы подготовили и показали на суд зрителей много спектаклей и сказок.
В старшем возрасте дети уже сами предлагали произведения, по которым им хотелось поставить спектакль, сами принимали участие в изготовлении театров (на руке, рисовали пригласительные билеты и уже в свободной деятельности объединялись в небольшие группы для разыгрывания знакомых произведений, используя имеющий материал, с удовольствием примеряя костюмы, используя музыку, придумывали танцевальные движения. В старшем возрасте мы расширили тематику спектаклей - в нашем репертуаре кроме сказок появились тематические постановки - на экологические патриотические темы.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает : развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру.
Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Театр, сказка, положительные эмоции, ощущение праздника в душе – вот что делает наших детей добрыми и творческими людьми, будит фантазию и помогает реализовать свои способности.