Ирина Морозова
Конспект итогового занятия «В мире насекомых. Автоматизация звука [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и систематизировать знания о насекомых. Автоматизация звука Ж.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках, уточнение и расширение словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами). Стимулирование речевой активности.
Звук «ж». Артикуляция, правильное произнесение, узнавание звука «ж» в тексте.
Публикация «Конспект итогового занятия „В мире насекомых, Автоматизация звука [Ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Коррекционно-развивающие: развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, тонкой, артикуляционной и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, умения дружить, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: демонстрационные картинки с изображением насекомых, насекомые-игрушки (майский жук, божья коровка, картина с изображением поляны, раздаточный материал для дыхания (бабочки, раздаточные карточки насекомых, диски (с имитацией звуков насекомых, детскими песнями).
Предварительная работа: формирование представлений о насекомых, разучивание физкультминутки «Кузнечик» и пальчиковой гимнастики.
Интеграция областей: социально-коммуникативная, познавательная область.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Логопед: А какая погода?
Ответы детей.
Логопед: Было светло, а будет ещё… (светлее). Ветер дул тёплый, а будет дуть ещё… (теплее). Солнце светит ярко, а будет ещё… (ярче). День был длинный, а будет ещё… (длиннее).
Логопед: В такую погоду хорошо гулять. И мы сейчас с вами отправимся на полянку.
Глаза закрой и повернись,
И на полянке очутись.
Дети выполняют движения по тексту (выставляется картина «Полянка», включается кассета с имитацией голосов насекомых).
Логопед: Дети, посмотрите на какую красивую полянку мы попали! Здесь и пеньки, и трава, и цветы. Хотите узнать, кто живёт на этой поляне? Отгадайте загадки.
II. Тематическая беседа о насекомых
1) Логопед загадывает загадку и выставляет картинку:
Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей.
Кто строитель?.
(Муравей).
Рассматривание иллюстрации и беседа о муравьях. Они живут в муравейниках.
Муравейники надо беречь и оберегать!
Давайте и мы с Вами построим дом.
( Пальчиковая гимнастика: я хочу построить дом)
(Найдите маленькую картинку с изображением муравья и прикрепите на нашу волшебную полянку).
Следующая загадка:
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Выставляется картинка бабочки).
- У нас есть бабочки, давайте подуем, чтобы они полетели. (Инструкция по выполнению дыхательной гимнастики с бабочками).
- Что станет с нашей планетой, если гусеницы съедят все зелёные листья?
- Прикрепите маленькую картинку на волшебную полянку.
Яркий мини вертолет
Отправляется в полёт.
Но зачем ему глаза?
Да он просто…
(Стрекоза).
- Давайте сделаем зрительную гимнастику.
- Прикрепите маленькую картинку на волшебную полянку.
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком.
(Пчела).
- Где живут пчёлы?
Пчелы дают нам мёд, воск. (Беседа о пользе пчел)
- Прикрепите маленькую картинку на волшебную полянку.
Самого не видно,
А песню слышно;
Летит, пищит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит
(Комар).
Фонетическая разминка (как комар пищит? зззззз).
- Прикрепите маленькую картинку на волшебную полянку.
2. Дидактическая игра «Назови ласково»
Комар-комарик Голова-головка
Жук-жучок Муравей-муравьишка
Пчела-пчелка Муравейник-муравейничек
Усы-усики Лапы-лапки
3. Дидактическая игра «Насекомые-великаны»
Комар-комарище Голова-головище
Жук-жучище Муравей-муравьище
Пчела-пчелище Усы-усищи
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает, всем надоедает. (Муха)
4. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Муха разносит … (болезни).
Пчела собирает … (мед).
Комар кусает … (человека).
Бабочка летает … (цветком).
Жук грызет … (кору).
Божья коровка поедает … (тлю).
- Прикрепите маленькую картинку на волшебную полянку.
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка –
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
(Кузнечик).
С детьми уточняются характерные особенности строения кузнечика.
Физкультминутка:
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгай на носках легко.
- Прикрепите маленькую картинку на волшебную полянку.
5. Развитие логического мышления
Игра «4 лишний» на слух.
а) муравей, соловей, стрекоза, пчела
б) стрекоза, жук, гусеница, собака
в) комар, пчела, бабочка, кот
Теплым днем, весною в мае,
Каждый про меня узнает,
Я не муха, не паук,
Я жужжу! Я майский …
(Жук).
Выставляется картинка.
Пальчиковая гимнастика:
Я веселый майский жук, Сжать кулачок, указательный палец и
Знаю все сады вокруг. Мизинец развести в стороны – «усы»,
Над лужайками кружу, пошевелить ими.
И жужжу, жужжу, жужжу.
- Прикрепите маленькую картинку на волшебную полянку.
У кого вся спинка в точках,
Кто пасется на листочках,
Кого мы просим подняться в небо
и принести нам оттуда хлеба?
(Божья коровка).
-Чем отличается божья коровка от майского жука?
III.
- Ребята послушайте сказку.
(ширма, мягкие игрушки майского жука и божьей коровки).
ЗНАКОМСТВО
Майский жук Джон кружился над березами и жужжал: ж-ж-ж. Я каж-ж-ждый день круж-ж-жу, жуж-жу, бро-ж-жу, сиж-ж-жу, дрож-ж-жу, держ-ж-жу, друж-ж-жу, - повторял он как заклинание слова, которые особенно хорошо у него получались. Вдруг он заметил маленького жучка оранжевого цвета с черными крапинками.
- Ты кто? – спросил Джон.
- Разве ты не узнаешь меня? Я божья коровка. А зовут меня Джулия. Я тоже умею летать, только я не умею жужжать, но, если ты хочешь, я буду с тобой дружить, - тихо ответила божья коровка.
- Хорошо, я согласен, - прожужжал жук. И они полетели вместе.
Так майский жук Джон нашел себе верную подружку божью коровку Джулию.
Задания и вопросы
1. О ком говорилось в сказке?
2. Как звали майского жука?
3. Как звали божью коровку?
4. Произнесите слова, которые любил повторять майский жук.
5. Какой звук чаще всего слышится в этих словах?
6. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Ж».
7. Покажите правильную артикуляцию звука «Ж» (работа с зеркалами).
8. Как майский жук познакомился с божьей коровкой?
9. Что сказала божья коровка?
10. Что умела делать божья коровка?
11. Нужно ли уметь дружить?
12. Умеешь ли ты дружить?
13. А что нужно, чтобы дружить?
Ответы детей.
Песня о дружбе «От улыбки солнечной одной…».
IV. Итог
Логопед: Вот и подошло наше путешествие к концу.
- Ребята, а кто же появился на нашей чудесной полянке?
- Скажите, о ком мы сегодня с Вами говорили (мы говорили о насекомых).
- Посмотрите, какая полянка красивая стала! Пусть ползают по земле муравьи, жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы, и пусть мир, в котором мы живём, остаётся всегда таким интересным, а нам пора возвращаться в детский сад!
Когда вы выйдете на прогулку, обязательно посмотрите, кто живёт рядом с Вами.