Глушак Галина
Итоговое занятие в средней группе «Приметы Осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Приметы Осени»
Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень»
Задачи:
1. Закреплять общие представления детей о характерных признаках осени.
2. Уточнять и закреплять сформированные представления детей по темам:
• птицы
• деревья
• дикие животные
с упором на особенности их жизни в осенний период.
3. Закреплять умение называть состояние погоды (образовывать прилагательные) опираясь на описание того, что происходит в неживой природе.
Публикация «Итоговое занятие в средней группе „Приметы Осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
4. Упражнять детей в умении интонационно выразительно читать стихотворения, правильно проговаривая все слова.
5. Упражнять в умении отгадывать загадки.
6. Способствовать развитию связной и грамматически правильной речи.
7. Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
8. Поддерживать познавательный интерес детей.
9. Продолжать развивать произвольное внимание и память.
10. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
(Дети под музыку заходят в музыкальный зал, оформленный как осенний лес)
Воспитатель. Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: «За мною нагрянет зима».
Дети. Осень.
Воспитатель. Да, ребята, это письмо от Осени. А в нем приглашение совершить путешествие в волшебный лес. Принимаем его?
Тогда в путь. Чтобы попасть в волшебный лес нужно закрыть глаза, хлопнуть в ладоши, повернуться вокруг себя и сказать волшебные слова:
«Раз, два, три, повернись в волшебном лесу очутись».
(Дети выполняют все движения)
И вот мы в волшебном лесу…
(Звучит музыка, входит Осень)
Осень. Здравствуйте ребята, давно собиралась к вам в гости, да все некогда было, много работы у Осени и в саду, и в поле, и на огороде, да и в городе потрудиться пришлось.
Воспитатель. Мы так рады, что попали в твой волшебный лес, Осень.
Осень. Я не случайно именно вас сюда пригласила. Слышала, что много вы про меня знаете, все мои приметы назвать можете?
Воспитатель. Конечно, вот послушай.
(Дети читают стихотворение «Приметы осени»)
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни,
На дорогу упадет.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая - куст малины,
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река -
Третья верная примета,
Осень бродит близко где-то -
Ранним утром на поляны,
Лягут белые туманы.
А потом уж жди, не жди
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
Осень. Молодцы, первые приметы вам знакомы, но ведь кроме них есть и другие. Поиграем-ка мы в игру «Осенние приметы».
Я буду читать вопросы, а вы хором отвечать «да» или «нет»
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Зверьки норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Солнце светит очень жарко?
Часто-часто льют дожди?
Можно детям загорать?
Ну а что ж тогда им делать – куртки, шапки надевать?
Воспитатель. Милая Осень, ребята знают и другие осенние приметы, например, могут назвать состояние осенней погоды.
Игра «Погода осенью»
Воспитатель. У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Когда идет дождь – дождливая
Когда светит солнце – солнечная
Когда тучи – пасмурная
Когда облака – облачная
Когда дует ветер – ветреная
Холодно – холодная
Тепло – теплая
Сыро – сырая
Ясно – ясная
Осень. А можете подробнее рассказать вот об этой примете?
(Показывает иллюстрацию улетающих птиц)
Дети. Это птицы улетают в теплые страны.
Осень. Все ли птицы улетают?
Дети. Нет, остаются зимующие.
Осень. Как одним словом назвать птиц, которые от нас улетают?
Дети. Перелетные.
Осень. Молодцы, покажите, каких перелётных птиц вы знаете и расскажите, почему они улетают.
Воспитатель. А я вам в этом помогу.
(Воспитатель читает стихотворение, дети, по мере называния птиц, показывают их изображения на картинах)
Тили-тели, тили-тели,
На юг птицы полетели.
Улетел наш скворушка –
Черненькое пёрышко,
Жаворонок, соловей
Торопились, кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернутся, прилетят,
Песни петь нам захотят.
Воспитатель. А теперь я попрошу вас назвать изображенных здесь птиц.
(Дети называют птиц, изображенных на картинах)
Воспитатель. Почему перелетные птицы от нас улетают?
Дети. Для них нет зимой корма, ведь они питаются насекомыми, рыбой, лягушками, водорослями.
Воспитатель. А как же зимующие птицы? Что они едят?
Дети. Семена, ягоды, пищевые отходы.
Осень. Какие же вы молодцы. И эта осенняя примета вам знакома.
А сейчас я предлагаю вам поиграть.
(Осень читает стихотворение и разбрасывает по ковру изображения осенних листьев)
Осень в гости к нам пришла.
Свои краски принесла: желтые и красные,
Листочки разные
Ветер дунул - раз, два, три,
Полетели, посмотри.
Покружились и упали
Землю листьями услали.
Игра «Раз, два, три – к дереву беги!»
(5 взрослых гостей, присутствующих на занятии (помощники) берут по одному изображению дерева в «осеннем уборе» : рябина, береза, тополь, клен, осина и становятся на одинаковом расстоянии друг от друга вокруг разбросанных листьев. Дети под музыку идут «гулять» (ходят между листочками). Как только музыка замолкает, дети берут по одному листочку и подбегают к тем изображениям деревьев, с которых их листики «упали»)
Осень. Теперь правильно назовите мне ваши листочки и деревья.
Дети: Это рябина – листик рябиновый и т. д.
С тополя - тополевый,
С клена - кленовый,
С березы - березовый,
С осины - осиновый.
Воспитатель. Все ли деревья сбрасывают листву? Какие остаются зелеными?
Дети. Елочки и сосны не расстаются со своими иголочками.
Осень. Ну что ребята идем дальше по моим приметам. Здесь от нас прячутся дикие животные (за ширмой изображения животных). Хотите узнать какие? Отгадайте загадки.
(После каждой правильной «отгадки» появляется изображение того или иного дикого животного)
Осень.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
Воспитатель. Правда, белка! Правильно вы отгадали! А где живет белка?
Дети. В дупле.
Воспитатель. Ребята, а как белка готовится к зиме?
Дети. Белка осенью линяет. Рыжая шерсть выпадает, и на ее месте вырастает новая. Шерсть эта серая и теплая. Серый цвет шерсти нужен для того, чтобы белку было трудно заметить на деревьях, так она спасается от хищников. А теплая шерсть ей нужна, чтобы не бояться морозов зимой. А еще осенью белка делает запасы : орехи, шишки, грибы.
Осень.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)
Воспитатель. Молодцы! А вы знаете, как заяц осенью готовится к зиме.
Дети. Линяет и шерсть становится у него пушистая, теплая и белая для того, чтобы зайца не было заметно на белом снегу, и чтобы его не заметили лиса и волк. Осенью заяц не делает запасы, как белка, потому, что зимой он грызет кору деревьев.
Осень.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса,
Это — рыжая …
(Лиса)
Осень.
Всё время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто скажет? Это серый…
(Волк)
Воспитатель. Правильно ребята, а ведь лиса и волк тоже осенью готовятся к зиме. Как они это делают?
Дети. Они тоже линяют. У них вырастает теплая шерсть. Но цвет шерсти у них остается такой же, потому что им не от кого прятаться и маскироваться, они — сами хищники. Они ходят по лесу в поисках добычи.
Осень.
В перевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
(Медведь)
Воспитатель. Правильно ребята - это медведь, посмотрите, какой он большой, толстый и красивый. Как он готовится к зиме?
Дети. Медведь осенью наедается хорошенько, у него под кожей накапливается жир, а зимой он впадает в спячку.
Воспитатель. Где же медведь спит зимой?
Дети. В берлоге.
Осень.
Среди сосен, среди елок
Катится клубок иголок.
(Еж)
Воспитатель. Правильно. А как ежик готовится к зиме?
Дети. Он, так же, как и медведь, осенью наедается, а зимой ложится в спячку, под корнями дерева.
Осень. Вы такие умные ребята. И правда, все мои приметы смогли назвать. На память о нашей встрече я хочу сделать вам небольшие подарки.
(Осень дарит детям раскраски «Приметы Осени». Дети благодарят ее.)
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие по осеннему лесу, давайте все вместе попрощаемся с его жителями до весны.
Осень. До свидания, ребята, до новых встреч.
Воспитатель. А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте снова закроем глаза, хлопнем в ладоши и произнесем волшебные слова: «покружись, покружись в детский сад опять вернись».
(Пока дети произносят слова с закрытыми глазами – Осень тихо уходит)
Воспитатель. Понравилось вам сегодняшнее путешествие? А подарки? Тогда возвращаемся в группу, рассмотрим хорошо подарки и начнем раскрашивать.