Оксана Старикова
Итоговое занятие в средней группе по развитию речи с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Задачи:
Образовательные:
• - Активизировать словарный запас детей;
• -Учить задавать вопросы и слышать ответ;
• - Закреплять умение детей составлять связный рассказ
• - Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку;
• -Учить детей отгадывать загадки;
• -Продолжать учить детей находить в одном объекте два противоположных значения одного признака и объяснять их наличие;
Развивающие :
Публикация «Итоговое занятие в средней группе по развитию речи с элементами ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
• -Развивать связную речь дошкольников;
• -Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;
• - Тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путём сравнения, находить оригинальные решения;
• - Развивать внимание, мышление методами ТРИЗ :
Воспитательные:
• -Воспитывать мотивацию к учению;
• - Учить детей доброму отношению к людям;
• -Воспитывать любовь к природе;
• -Воспитывать интерес к художественной литературе
Материал:
Сундучок (внутри котенок, книга, задания)
Мольберты
Карточки (яблоня, корзина, варенье, ложка)
Плакат с изображением березы, холодильника, руки, котенка, бабочки.
Ход занятия:
В: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте?
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живё т:
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится. Что это?
Д:.Улыбка.
В:.Как вы догадались, что это улыбка? (Ответы детей) .
В:.Посмотрите на экран, там вы увидели …. (улыбку). Молодцы, ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтоб у нас на занятии было хорошее настроение.
2. Сообщение темы.
В: Ребята, на экране что-то спрятано. Для того, чтобы отгадать что там спрятано поиграем в игру «Данетка», вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или да или нет. Подсказка – это неживой предмет, сделаный руками человека.
Игра «Данетка»
Д: Это книга?
В. : Нет
Д: Это игрушка?
В. : Да
Д. : Может кукла?
В. : Нет.
Варианты ответов детей…
Д: Это домик?
В. : Да
Открывается слайд
В. : В этом сказочном замке жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда.
В. : Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы спасти принцессу.
Ответы детей. ( Пример: победить злую колдунью, решить задания)
В. :. Ребята, попробуем расколдовать принцессу? Преодолеем все преграды, выполним все задания Злой колдуньи?
Д. : Да.
В. : Смотрите, все задания Злая колдунья спрятала в волшебном сундучке. Но, чтобы узнать какое первое задание, надо отгадать загадку:
Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это -.
Д. :Кот
В. : Проверим. Правильно, это кот
Воспитатель из сундучка достает мокрую игрушку Кота.
В. : Давайте рассмотрим его. Какие помощники умной головы нам помогут?
Дети описывают кота: цвет, поверхность, размер, какие части, влажность
В: Ребята, здесь мокрый и грустный кот. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в доме.
В. : Ребята как вы думаете, почему кот мокрый?
Д. : Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Обсуждение с детьми противоречий в погоде
В. : Ребята, как по-вашему, дождь — хороший или плохой?
В. : Что хорошего в дожде?
( Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя)
В. : А что плохого в дожде?
Д. : Можно заболеть
В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда, и дождь для нас это плохо, когда …
В. : А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
( Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д. : Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
В. : Как мы можем помочь коту?
Д. : Высушить, согреть одеялом, положить на солнышко.
В. : Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. Ребята, подождите, кот что-то говорит. Кот говорит вам спасибо.
Мы помогли коту, согрели его и, посмотрите, что случилось? (одно окошко у дома открылось.)
В. : А, где в сундучке второе задание? Найдите цифру 2.
А вот второе задание – составить цепочку- рассказ:
«Как от яблони перейти к ложке?» Как это сделать?
Воспитатель начинает цепочку, дети продолжают.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками.
В. : Вот и еще одно окошко открылось.
Физминутка:
В ладоши громко хлопните,
Ногой по полу топните,
Нагнитесь, распрямитесь,
Как струнки потянитесь,
Теперь доброжелательно
Друг другу улыбнитесь.
Должны вы сесть, глаза закрыть.
И обо всем на миг забыть.
- Отдохнули? Трудностей не боимся? Молодцы.
В. : Найдите в сундучке цифру 3.
А следующее задание такое: вам нужно соединить линиями те картинки, которые как-то связаны между собой по смыслу, и объяснить, почему вы их так соединили, какая между ними связь. Для каждой пары картинок берите другой цветной карандаш.
Игра в «Почемучек и Потомучек» на установление ассоциативных связей.
В. : Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д. : Хорошее.
В. : Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В. : Что у нас еще осталось в сундучке. Какая цифра после цифры 3? Верно 4.
А здесь какая-то сказка, но, что-то неправильно в этой сказке. Садитесь и слушайте внимательно, и поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
- Не площадь, а лес.
- И встретила она медведя.
- Не медведя, а волка.
В. : И волк ее, наверное, съел? Нет? А напомните, эта сказка с хорошим или плохим концом?
В. : Вот и последнее окно открылось. Сколько окошек у дома? (4). Сколько открылось? (4)
Значит, мы выполнили все задания? Так почему принцесса не появляется? А давайте мы поиграем, она услышит вашу веселую игру и выйдет к нам.
Шел король по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся.
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили весь ее замок и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.
Принцесса: Здравствуйте ребята. Спасибо, что расколдовали меня. Я так долго спала. Вы играли в веселую игру, и я тоже хочу поиграть с вами.
Речевая игра:
На альпийских горах, ох-ах, ох-ах,
Жил великий падишах ох-ах, ох-ах.
Захотелось падишаху ох-ах, ох-ах
Съесть большую черепаху ох-ах, ох-ах,
Но большая черепаха ох-ах, ох-ах,
Укусила падишаха ох-ах, ох-ах.
И с тех пор тот падишах ох-ах, ох-ах
Ненавидит черепах ох-ах, ох-ах,
Принцесса: Как весело с вами. А сможете мне помочь? Мои короны все запылились во время моего долгого сна, а мне скоро нужно ехать на бал. Помогите украсить мои короны.
В: Поможем, ребята? А как можно украсить корону и чем? (ответы детей)
В. : Давайте украсим пластилином.
Но для этого разомнем свои пальчики:
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять.
(поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
(хлопки)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Работа за столами
В: Давайте посмотрим, что у нас получилось.
Принцесса, тебе понравились новые короны?
Ребята, а вам понравилось спасать принцессу? А что вам понравилось больше? Что вам не понравилось? Дома что вы расскажите родителям? Давайте прощаться с принцессой.
Принцесса «благодарит» детей и раздает конфеты.