Светлана Семушина
Итоговое занятие по развитию речи в подготовителной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте в подготовительной группе на тему
«В поисках Азбуки». (открытое итоговое занятие)
Задачи
Обучающие:
• Закрепить умения детей составлять предложения с заданными словами;
• Закрепить умение составлять рассказ по сюжетным картинкам;
• Закрепить умения правильно образовывать грамматическую форму слов;
• Закрепить умения делить слова на слоги;
• Закрепить умения детей выделять необходимый звук в словах, выполнять звукобуквенный анализ слова;
• Уточнять понятия «звук» и «буква»;
Развивающие :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Развивать внимание, память, мышление;
• Закрепить умение работать у доски;
Воспитательные:
• Воспитывать умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
• Воспитывать умение внимательно слушать и понимать устную речь.
Материал для занятия :
конверты с заданиями, ключ разделен на три части, книга «Азбука», доска, сюжетные картинки на каждого ребенка, фишки красного, зеленого и синего цветов, презентация.
Ход занятия:
Воспитатель: Какое у вас настроение? Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу хорошее настроение.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята! Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно и что там написано? Я его сейчас открою и прочитаю вам.
СЛАЙД 1
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Буратино. Я научился читать и хотел вам послать азбуку, чтобы вы тоже научились читать перед школой. Но её похитил Карабас - Барабас. Он спрятал её за большой дверью, а дверь закрыл на ключ. А ключ заколдовал. Его вы можете расколдовать, если справитесь со всеми заданиями, которые он для вас приготовил».
СДАЙД 2
- У нас три конверта с заданиями от от Карабаса - Барабаса. Ребята я думаю, что задания будут трудными. Как вы думаете, справитесь с ними?
- Мы с вами отправимся в волшебную страну Грамматика. Тогда, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, соберем все свои знания и умения, закроем глаза, и повторим все вместе: «Раз, два, три, в страну Грамматика нас веди!»
СЛАЙД 3
Мы оказались с вами в необычном месте, где повсюду ждут коварство и хитрости злого Карабаса- Барабаса, чтобы нам с вами с легкостью выполнили все задания, мы должны размять наш язычок:
Воспитатель:
Жил был Шум
Его звали Шум-шум-шум
Ел шум:
Дети:
хрум, хрум, хрум.
Воспитатель:
Ел суп:
Дети:
хлюп, хлюп, хлюп.
Воспитатель:
Спал так:
Дети:
храп, храп, храп.
Воспитатель:
Шел Шум:
Дети:
бум, бум, бум.
Воспитатель:
Хлопал так:
Дети:
хлоп, хлоп, хлоп.
Воспитатель:
А топал так:
Дети:
топ, топ, топ.
Садятся на стулья.
- У нас три конверта с заданиями. А какой конверт мы откроем сначала?
Конверт №1 «Слово»
Из чего состоит наша речь? (из слова). Слово – это все, что мы произносим
Давайте поиграем в игру «Назови одним словом»
1. Как можно, одним словом назвать следующие слова
Дуб, береза, тополь, осина, рябина (деревья)
Лось, олень, кабан, лиса, волк (дикие животные)
Мячик, кукла, кубики, зайчик, машинка (игрушки)
Корова, овца, коза, лошадь, свинья, собака, кошка (домашние животные)
Тарелка, чашка, бокал, кастрюля, блюдце (посуда)
2. Какой посуда может быть, по материалу, из чего она сделана? (глиняная, металлическая, стеклянная, фарфоровая).
3. Скажи наоборот
Длинный- короткий
Светлый- темный
Быстрый – медленный
Говорить – молчать
Смеяться – плакать
Громко - тихо.
4. Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Назови правильно детеныша животного» : У свиньи…у коровы…у белки…у лисы…у волка…у лошади,. у овцы…У Медведя кто мама, Папа? А если он маленький он кто? А где они живут? А что вы еще знаете о медведе? Какой он?
Молодцы.
СЛАЙД 4 (один щелчок)
- Вот и первая часть ключа
Давайте откроем второй конверт
Конверт №2 «Предложение»
Мы с вами говорили о том, что наша речь состоит из слов, Ребята, А если одно или несколько слов связанных между собой по смыслу, то это что такое? (предложение) Получается, что предложение тоже состоит из слов, только они связанны между собой по смыслу.
5. И следующее задание для вас будет, таким: слова в предложениях все перепутались, составьте их правильно.
Юркий воробей собирать крошки.
Черный скворец поселиться в скворечнике.
Машина взял мальчик.
Дети участок гуляют весной на.
Мама интересную читать книгу.
Что мы делали? (Мы старались правильно составить предложения).
6. Составление рассказа по картинкам (сюжетные картинки).
Возьмите картинки на столе, выложите их по порядку, в правильной последовательности, и затем по ним составьте небольшой рассказ.
Молодцы!
7. Согласование числительных с существительными
- Ребята давайте посчитаем –
Один утюг, два утюга, пять утюгов.
Одно полотенце, два полотенца, пять полотенец.
Один пылесос, два пылесоса, пять пылесосов.
Одна кровать, две кровати, пять кроватей.
Один топор, два топора, пять топоров.
Одна кисть, две кисти, пять кистей.
Одна гитара, две гитары, пять гитар.
Один петух, два петуха, пять петухов.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Потянуться, опуститься,
И на место тихо сесть.
Присаживайтесь на свои места.
- Мы сказали, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, а слова? Слова мы на что делим?
- Как можно узнать, сколько слогов в слове?
8. Деление слов на слоги ВАЗА, СТОЛ, МАШИНА, СОБАКА, РАМА, КНИЖКА
Молодцы!
СЛАЙД 4 (второй щелчок)
- Вот и вторая часть ключа и выставляю его на мольберт.
- А какой конверт мы откроем следующий. Третий. Ребята третье задание будет немного посложнее. Надо постараться, чтобы выполнить его.
Конверт №3 «Звук и буква».
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
9. Звукобуквенный анализ слова
А теперь, ребята, поиграем в еще одну игру, которую для нас приготовил коварный Карабас. Я буду читать скороговорки или стишки, в которых один звук будет звучать громче и чаще другого. Вам нужно его определить, сказать мне я буду записывать, а потом посмотрим что за слово здесь заколдованно.
СЛАЙД 5
- За-за-за, капусту ест коза. (звук З)
- И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни. (звук И)
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила. (звук М)
- А-а-а мама моет малыша. (звук А)
- Ну что, ребята, мы с вами все буквы разгадали и сейчас прочитаем, какое слово было заколдовано, ЗИМА.
А теперь, сделаем звукобуквенный анализ слова. В первую очередь, на какие две группы делятся все звуки? Какие бывают согласные? Каким цветом мы обозначаем гласные звуки, каким твердые и мягкие согласные. Как мы проверяем звонкий звук или глухой? Молодцы ребята, и с этим заданием вы справились!
10. -Давайте, сначала произнесём слово вместе, выделяя каждый звук.
-Выделяем первый звук - зззззима.
-Второй звук - зиииима.
-Третий звук - зиммма.
-Четвёртый - зимаааа.
-Сколько всего звуков в слове "зима"?
-Ребята, давайте сейчас каждый из вас самостоятельно разберёт слово "зима" на своих столах с помощью фишек. А …. У доски, и потом проверим правильно ли вы делали
СЛАЙД 6
-Вопросы к детям: Какой первый звук в слове? Произнеси его и дай характеристику? Каким цветом его обозначили? Почему, вы решили, что это мягкий согласный?
- Какой второй звук? Каким цветом его обозначили? Почему?
-Что вы можете сказать о третьем звуке?
-Какой четвёртый звук? Дайте ему характеристику?
-Сколько гласных звуков, сколько согласных?
Физминутка
А теперь поиграем в игру «Будь внимателен!»
Когда я называю гласный звук вы поднимаете руки вверх, когда согласный- вниз, когда слово- обнимаете себя. А, У, Н, О, Р, Т, МАК, Ю, СЛОН, КОТ
Молодцы!
СЛАЙД 7
- Ребята, вы справились со всеми заданиями (выкладываю последнюю часть ключа). И посмотрите, изображение, какого предмета получилось? (золотой ключик). Правильно мы его расколдовали.
СЛАЙД 8
- А что можно открыть золотым ключиком? (дверь).
СЛАЙД 9
- Я буду открывать ключом, а чтобы дверь быстрее открылась, вы мне поможете. Словами РАЗ. ДВА, ТРИ ДВЕРЬ ОТОПРИ
СЛАЙД 10
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним, как мы с вами смогли достать азбуку? Какие задания выполняли? Какое задание было трудным? Какое легким? Какое интересным?
Молодцы ребята! Давайте поблагодарим наших гостей и пообещаем, что обязательно пригласим их еще в наше увлекательное путешествие! Хором говорим: «Спасибо!» Занятие закончено.