Светлана Гаврилей
Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ «Зима — лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Создать условия для психологического и эмоционального комфорта.
Систематизировать: знания детей о сезонных изменениях в природе.
Обучать: навыкам групповой работы в режиме «Мозгового штурма».
Развивать: навык целенаправленного восприятия, словесно-логической памяти, мышления, воображение, творческую фантазию, в процессе решения творческих задач.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ „Зима — лето“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Формировать: навыки связно-речевых высказываний, умение выслушивать сверстников при обсуждении проблемных ситуаций, уточнять и закреплять правильное произношение звуков У, Х Р, Ш. произносить их протяжно с разной силой голоса. Правильно использовать в речи грамматические формы, умение согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитывать [/b:] дружелюбие, взаимопонимание.
Обогащение словаря: гололед, морозно, ситуация.
Активизация словаря: белая, холодная, снежная, красочная.
Оборудование: Аудиозапись «Веселая природа», мольберт, цветы из бумаги разного цвета (красный, желтый).
Методы и приемы:
Противоречия: игра «Хорошо – плохо».
Ассоциация игра «Расскажи, что оно представляет».
Ресурсный анализ: игра «Что бывает летом, а что бывает зимой».
Метод проблемной ситуации «мозговой штурм».
1. Организационный момент.
Игра психологической направленности «Приветствие»
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Сюрпризный момент. К детям приходит Маша.
Противоречия в зиме.
Маша: Здравствуйте, ребята, вы узнали меня? Я,Маша.
Я так люблю зиму! Ведь зимой бывает мой самый любимый праздник Новый год! Когда надо украшать елку, и Дед Мороз подарок дарит. Вот этот подарок я храню с нового года. Жду не дождусь нового! Потому что зима, мое самое любимое время года.
В:Маша, не только ты любишь, это время года. Я думаю, нашим ребятам тоже нравится зима. А ты садись, и послушай, что дети расскажут о зиме.
- Ребята за что вы любите зиму?
Дети: Можно на санках и на лыжах кататься.
И в снежки играть можно, крепость из снега строить.
Лепить снежную бабу.
Наблюдать за снегопадом.
Можно проводить опыты.
В: Неужели все хорошо зимой? .А, что плохо зимой
Дети: Плохо, когда сильные морозы, можно замерзнуть.
Когда гололед можно поскользнуться упасть.
И повредить себе что нибудь.
Очень опасно, когда сильные снегопады.
В: Значит выходит, что зимой тоже есть, и хорошее, и плохое.
3. Игра «Что бывает летом, что бывает зимой».
В: Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.
Летом - жарко, а зимой
Дети: - холодно.
В: Летом на деревьях листья, а зимой –
Дети: листьев нет, лежит снег.
В: Летом день длинный, а зимой –
Дети: короткий.
В: Зимой солнце низко, а летом –
Дети: высоко.
В: Летом гуляют на улице много, а зимой –
Дети: мало.
В: Зимой рябина сладкая, а летом –
Дети: кислая.
В: Зимой земля покрыта снегом, а летом –
Дети: песком, травой.
4 Физминутка «Белый снег»
Белый снег пушистый в воздухе кружится
(руки через стороны вверх, покачивания руками над головой)
И на землю тихо падает, ложится.
(присели, руки опустили на пол).
И под утро снегом поле забелело,
(встали, покружились на месте)
Точно пеленою все его одело.
(присели, руки опустили на пол)
5. Дидактическая игра.
В: А сейчас поиграем в игру, я буду называть слово, а вы ребята, рассказываете, что оно представляет.
Снег – зима, снеговик, снежки.
Новый год – елка, праздник подарки, Дед Мороз, Снегурочка
Варежки – гулять, руки, тепло.
Лето – море, радуга, солнце, бассейн.
Цветок – бабочка, трава солнце, лейка, вода.
А сейчас прежде чем мы поиграем в другую игру, давайте разомнем наши пальчики.
6. Пальчиковая гимнастика: ЛЕТО
Вот за что люблю я лето?
(Загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Раз - Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре – это лес, полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять бабушка идет, землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
ВОТ ЗА ЧТО ЛЮБЛЮ Я ЛЕТО!
7 Игра «Подбери признаки»
Мяч передавай – слова, признаки называй.
В: Зима, какая?
Дети: холодная, морозная, снежная.
В: Лето, какое?
Дети: Жаркое, Солнечное, Веселое, Красивое
В: Снежинка, какая?
Дети: легкая, белая, нежная, красивая, холодная.
8 Артикуляционная гимнастика.
В: Ребята, зимой на улице можно услышать множество звуков.
Вот например:
В: Как завывает вьюга
Дети: УУУУУУУУУУ (с различной силой голоса).
В: Как морозным днем хрустит под ногами снег?
Дети: ХР-ХР-ХРХР!
В: Как дворник сметает с порога снег?
Дети: Ш-Ш-Ш-Ш!
9. Дыхательное упражнение «Снежинка»
В: Представьте себе, к вам на варежку упала снежинка. Попробуйте ее сдуть
(вдох носом и короткий сильный выдох,
Теперь на варежку упало несколько снежинок (вдох носом и медленный прерывистый выдох).
10. Проблемная ситуация
Маша: Ребята, какие вы молодцы! Вы очень многое знаете о зиме и о лете. Но у меня сложилось такая ситуация я один не смогу помочь бабушке и дедушке. Вы ребята, поможете мне?
Дети: Да, поможем!
Маша: Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка - траву и деревья.
(Только переезжать никуда они не хотят
Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики, которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.
Маша: Спасибо большое! Вы мне очень помогли! Я сейчас же напишу письмо и расскажу все, что вы придумали! Представляю, как обрадуются дедушка и бабушка. Это для них будет сюрприз. До свидания ребята!
11. Итог. Рефлексия «Цветочная поляна»
В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если понравилось играть в игры, нравится находить противоречие, то посадите на полянку красные цветочки. А если кому то было немножко трудно посадите желтые цветы.