Татьяна Воробьева
Итоговое занятие по развитию речи «Здравствуй, весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Здравствуй, весна!»
Цель: Расширить представления детей о природных и социальных явлениях, связанных с приходом весны.
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и активизировать словарный запас;
-совершенствовать грамматический строй речи :
согласование существительных с прилагательными, с глаголами;
связной речи- диалогической и монологической форм;
— совершенствовать навык составления описательного рассказа по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Публикация «Итоговое занятие по развитию речи „Здравствуй, весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-закрепить звуковую культуру речи : умение определять позицию звука в слове, называть слова на заданный звук.
Развивающие :
-закреплять представления о весне и её приметах;
-развивать творческое воображение, мышление, внимание, помогать логично и содержательно строить высказывания.
Воспитательные:
-воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия:
-Ребята, я хочу вас сегодня пригласить в очень интересное путешествие: увлекательное и познавательное. Но к каждому путешествию нужно подготовиться, настроиться.
— Давайте сейчас встанем свободнее и настроимся на наше путешествие.
«Запоминает наша голова.
Важные поступки, умные слова.
Слушаем внимательно,
Смотрим обязательно.
Друг друга не перебиваем,
Для ответа руку поднимаем.
Знаний много получаем».
-Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? Весна.
-Значит наше путешествие будет весеннее.
Мотивация
-Ребята, начать наше путешествие о весне я хотела по картинкам-символам.
Приготовила их, положила, но они куда-то исчезли. Вместо них появилось вот это интересное цветущее деревце, да ещё с конвертиками и какое-то письмо. Написано – детский сад №21, группа №8, «Росинка»
. Почитаем? Может поймём, что случилось с нашими картинками. Слушайте.
Дорогие ребята! Весна скоро закончится. Осталось ещё немного дней. И на прощание я хочу с вами очень поиграть и сделать вам сюрприз. Цветы на деревце не простые, а с конвертиками, в них картинки - символы. Чтобы конвертики раскрыть, необходимо выполнить мои задания.
И подпись: Весна-красна.
-Ну и ну! Весна хочет с нами на прощание поиграть и пошутить. Вы согласны?
Все задания выполняем, конвертики раскрываем, рассказ о весне составляем.
Присаживайтесь на стульчики.
– Сейчас мы посмотрим, какой нам конвертик первый снять. Вот с этого начнём.
Предложение: Наступила долгожданная весна.
1 задание такое: «Назовите месяцы».
Для этого нужно назвать весенние месяцы. Какое время года на дворе? Сколько месяцев весны вы знаете? (Три). Перечислите весенние месяцы по порядку. (Март, апрель, май).
— Про эти месяцы вы знаете стихи и вот такие у меня есть красивые картинки. Кто про март хочет рассказать стихотворение? Возьми Лиза картинку, показывай ребятам всем и рассказывай:
Приходит Март и с ним Весна.
Лес пробудился после сна.
Под солнцем ярким снеговик
Подтаял, сгорбился и сник.
— Про апрель? Иди Вероника.
Апрель – растаяли снега,
Плывучим льдом полна река.
Всё жарче солнышка лучи,
Вьют гнёзда важные грачи.
-И про май? Иди Саша.
Май одевает лес и сад
В зелёный праздничный наряд
Длиннее стал погожий день
И пышно расцвела сирень.
-Молодцы, ребята! Весенние месяцы мы назвали. Выполнили задание, раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Артем повесь картинку на доску. Первая картинка у нас готова.
-Следующий конвертик снимаем.
Предложение: Ярче светит солнышко.
2 задание такое: Игра «Подбирай, называй
Нужно к словам подобрать признак предмета. На какой вопрос отвечает признак предмета? (Какой? Какая? Какое? Какие)
Весна (какая) … Долгожданная, красивая, цветущая.
Солнышко (какое) … Яркое, ласковое, лучистое.
Небо (какое) …. Голубое, чистое, высокое.
Ветерок (какой) … Тёплый, сильный, весёлый.
Облака (какие) … Белые, пушистые, лёгкие.
Листочки (какие) … Зелёные, клейкие, молодые.
-Какие сообразительные, молодцы! Справились с заданием, раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
-Иди Ангелина, повесь картинку на доску. Вторая картинка у нас готова.
А мы возьмём следующий конвертик.
Предложение: Быстро тает снег и бегут ручейки.
3 задание: Д/И «А как наоборот?»
— Давайте ребята поиграем в слова – противоположности, встаньте полукругом. Я называю слово, а вы называете наоборот, передавая друг другу мячик.
Высокий – низкий, холодный - жаркий, твёрдый- мягкий, тяжёлый- лёгкий, громкий – тихий, большой- маленький, добрый-злой, день- ночь, потолок- пол, чистота- грязь, сахар- соль, зима- лето, смеётся – плачет, закрыть – открыть, взлетает- садится, надевает – снимает, подниматься-спускаться.
-Вот какие вы умные, поиграли в игру, присаживайтесь на стульчики. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Дима картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: На земле выросли первые цветы и травка.
4 задание: Игра «Кто больше действий назовёт?»
Нужно к словам подобрать действие предмета. На какой вопрос отвечает действие предмета? (Что делает) Слушайте внимательно.
Солнце весной (что делает) греет, припекает, согревает, ласкает, …
Снег весной (что делает) тает, чернеет, оседает, …
Ручьи весной (что делают) бегут, журчат, звенят, …
Сосульки весной (что делают) тают, капают, …
Птицы весной (что делают) возвращаются, прилетают, вьют, …
Травка весной (что делает) пробивается, растёт, зеленеет, …
— Вот это да! Весна довольна, как вы совсем справляетесь. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Даша картинку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: На деревьях набухли почки и появились листочки.
5 задание: «Назови правильно».
— И мы отправляемся гулять в лес. Если мы с вами идём гулять в лес, где растут одни берёзы, значит это лес какой? Берёзовый.
— Если одни ели? Еловый. Сосны? Сосновый. Дубы? Дубовый. Каштаны? Каштановый. Клёны? Кленовый. Осины? Осиновый. Липы? Липовый. Ясени? Ясеневый. Ивы? Ивовый.
— Молодцы! Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Семён картиночку на доску.
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнём. Нас ждёт физкультминутка!
Физкультминутка «Прогулка»
Дети по лесу гуляли, Ходьба на месте.
За природой наблюдали Повороты головой
влево-вправо.
Вверх на солнце посмотрели. Встать на носочки.
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете, Присесть, руки на поясе.
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали, Встать на сосочках,
Великанами мы стали. руки на поясе.
Бабочки летали, Бег на месте,
Крыльями махали. плавно машем руками.
Дружно хлопаем, Хлопки в ладоши.
Ногами топаем. Притопы на месте.
Хорошо мы погуляли Дети присаживаются
И нисколько не устали. на свои места.
Возьмём следующий конвертик.
Предложение: Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран.
6 задание: Д/И «Подели на слоги»
- Нужно каждое слово поделить на слоги, прохлопать, назвать количество слогов в слове: ворона, сорока, голубь, синица, воробей, грач, сова, галка, филин, ласточка, стриж.
-Замечательно. Выполнили задание. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Аня картинку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: Они вьют гнёзда и выводят птенцов.
7 задание: «Игра со звуками»
- Назовите ребята, слова, которые начинаются со звука «к», «с», «р».
- Сосчитайте количество звуков в словах: сыр, маки, оса, лиса, ежи, грач.
- Ах, какие молодцы! Отвечали дружно, справились с заданием. Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми).
Повесь Вероника картинку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: Животные пробуждаются от зимней спячки.
8 задание: «Расскажи о животных».
Здесь весна - красна предлагает поговорить о животных и сравнить их. Воспитатель достаёт картинки животных.
-Давайте мы с вами поговорим про белочку и ёжика. Выходите Ярослава и Никита.
Ярослава: Белка маленький пушистый зверёк. А ёжик пушистый?
Никита: Ёжик не пушистый. У него местами, вместо меха на теле иголки.
Ёжик серого цвета. А белочка какого цвета?
Ярослава: А белка зимой серая, а всегда рыженькая. Белка делает на зиму запасы, а ёжик делает на зиму запасы?
Никита: Ёжик не делает на зиму запасы. Он зимой впадает в спячку.
-У нас ещё есть лисичка и зайчик. Иди София, иди Саша.
София: У лисы большой пушистый хвост. А у зайца какой хвост?
Саша: У зайца маленький. Зато у него большие уши. А у лисы какие уши?
София: У лисы ушки маленькие. Но у неё красивая рыжая шубка. А у зайца какая шубка?
Саша: А у зайца шубка летом серая, а зимой белая. А у лисы шубка меняет цвет?
София: А у лисы шубка не меняет цвет, у неё под шерстью зимой вырастает тёплый пух.
— Прекрасно. Очень хорошо всё рассказали про животных.
Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Ярослава картиночку на доску, возьмём следующий конвертик.
Предложение: Появляются первые насекомые.
9 задание: Д/И «Один и много»
— Встаньте ребята в круг. Поиграем в игру – название игры. Я называю один предмет, тот кто поймал мяч- называет много таких предметов.
Сосулька- сосульки, лужа- лужи, ручей- ручьи, проталина- проталины, дождь-дожди, лист- листья, дерево- деревья, гнездо- гнёзда, скворец- скворцы, грач- грачи, насекомое- насекомые, река- реки.
— Вот какие умные вы, опять выполнили задание.
Раскрываем конверт. (Показ картинки и повторение предложения вместе с детьми). Повесь Артем картинку на доску, возьмём последний конвертик.
Предложение: Весной у людей много работы.
10 задание: Игра «Доскажи словечко».
Я читаю предложение, последнее слово называет тот, на кого я покажу.
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… март.
В тёплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю,
Чик- чирк, не робей!
Я бывалый… воробей.
Апрель! Апрель!
На дворе звенит… капель.
Зазвенели ручьи, прилетели… грачи.
На ветках плотные комочки-
В них дремлют клейкие… листочки.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл… апрель.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … василёк.
— Молодцы, ребята! Все мы с вами задания выполнили, схемы наши готовы. И мы сейчас с вами попробуем рассказать о весне. Послушайте ребята, я вам сначала расскажу.
Наступила долгожданная весна. Ярче светит солнышко. Быстро тает снег, и бегут ручьи. На земле выросли первые цветы и травка. На деревьях набухли почки и появились листочки. Перелётные птицы стаями возвращаются из тёплых стран. Они вьют гнёзда и выводят птенцов. Животные пробуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые.
Весной у людей много работы.
— Кто хочет попробовать рассказать? Иди Лиза. (Рассказ девочки).
Молодец! – Кто ещё хочет? Иди Дима. (Рассказ мальчика).
-Ребята, Всё что нам весна задала, мы с вами справились.
-Давайте сейчас вспомним, что же интересного было в нашем путешествии. (Ответы детей). Весна очень благодарит вас за ваше умение и старание. Вам она дарит подарок – игру.