оксана твердохлебова
Итоговое занятие по обучению грамоте «Лесная школа звуков» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- образовательные: обобщать и систематизировать знания детей о звуках, совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги, в составлении предложений по схеме; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи.
-развивающие: развивать фонематическое восприятие, мышление и речь детей; отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений по опорной схеме.
Публикация «Итоговое занятие по обучению грамоте „Лесная школа звуков“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Оборудование: проектор, экран, картинки по теме занятия; фишки: красные, синие, зеленые; указка; карточки для определения образа звуков; карточки - задания для каждого ребенка;
Предварительная работа: подготовка атрибутов к занятию.
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.
Методические приё мы: словесный, игровой, практический.
Словарная работа: гласный звук, согласный звук, согласный твердый звук, согласный мягкий звук, слог, слово, схема предложения, предложение.
Ход занятия.
Орг. момент.
Воспитатель:
– Ребята, к нам сегодня в группу пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети (хором) – Здравствуйте.
Воспитатель:
- Ребята, за окошком кто-то промелькнул.
Кто-то бросил к нам в оконце посмотрите письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо
Может это воробьишко пролетая, уронил
Может кот письмо как мышку на окошко заманил.
На нем написано «Детям группы Сказка». Давайте прочитаем. «Дорогие дети, вы скоро пойдете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я приглашаю вас в свою лесную школу, и если вы справитесь с моими заданиями, я буду уверена, что вы готовы к школе!» А вот узнать, кто написал нам письмо, поможет подсказка. (Показываю детям ребус - сова)
Правильно дети, это сова. Но прежде, чем пойти в лесную школу, давайте вспомним правила поведения в лесу (дети проговаривают правила.)
Воспитатель:
Будем по лесу гулять (шагают на месте,
Свежим воздухом дышать (останавливаются, поднимают руки вверх, разводят их в стороны, делают вдох через нос, опускают руки, выдыхают воздух через рот).
На носочках по тропинке
Друг за другом мы пойдем (поворачиваются вправо и идут друг за другом на носочках, держа руки на поясе)
И к поляночке придем.
Воспитатель: А вот и лесная полянка. Слышите, как много звуков вокруг? Какие звуки мы слышим (звуки птиц, шум воды).
А еще есть звуки, которые произносит человек.
- Какие это звуки? (речевые).
Дети: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие
Воспитатель: - Какие звуки называются гласными и почему?
Дети: - Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.
Ребенок: Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.
Воспитатель: - Какие звуки называются согласными и почему?
Дети: - Согласные звукам не поются, мешают зубы, губы и язык.
Ребенок: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Воспитатель: - Я буду называть звук, а вы показывайте схематический образ. Если я назову гласный звук, какую карточку вы покажите?
Дети: - Красную.
Воспитатель: - Если я назову твердый согласный звук, какую карточку вы покажите?
Дети: - Синюю.
Воспитатель: - Если вы показали зелёную карточку, то какой я назвала звук?
Дети: - Мягкий согласный звук.
Воспитатель: - А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Р^, Л ^. (дети показывают соответствующие карточки).
Воспитатель:- Молодцы, ребята хорошо справились.
Воспитатель: -А теперь давайте поиграем.
Игра «Ромашка»
Воспитатель: - Ребята, вы должны составить цветок с серединкой синего цвета, то есть из лепестков, лежащих на столе, выбрать те, в названиях которых первый звук – твердый звук.
Второй цветок должны составить с серединкой зеленого цвета, то есть выбрать лепестки, в названиях которых первый звук - мягкий звук. Третий цветок с серединкой красного цвета, то есть выбрать лепестки, в названии которых первый звук – гласный звук.
Воспитатель: - Молодцы вот и собрали букет из цветов.
Вдали слышится звук колокольчика.
Сова: - Здравствуйте, я мудрая сова, проходите в мою уютную школу. Я знаю, что вы совсем скоро пойдете в школу и хотела бы проверить ваши знания. Прошу занять свои места.
Сова: - У вас на столах таблички с цифрами 1,2,3,4. Сейчас я буду показывать картинки. Ваша задача назвать слово и определить, сколько слогов в данном слове. Если 1 слог, вы поднимаете табличку с цифрой 1, если 2 слога – табличку с цифрой 2, а если 3 слога – с цифрой 3, 4 слога – с цифрой 4. Задание понятно? Начали.
Набор слов: грач, синица, береза, липа, бабочка, муха, ромашка, ландыш.
-Молодцы и с этим заданием вы справились.
Сова: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в Звуковые домики. У вас на столах лежат домики с окошками. Сколько окошек в доме, столько звуков в слове. Вам нужно из двух картинок выбрать ту, которая подходит к вашему домику, (у каждого домик и картинки). Набор слов: дятел, сорока,синица.
- Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: - А теперь давайте отдохнем.
Физкультминутка
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять заниматься начнут.
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.) -Сова: - Ребята, а теперь посмотрите на экран. (картина «Весна»).
- Ребята, а какое сейчас время года (ответ детей, скажите какая она, весна?
Дети:- теплая, солнечная, холодная, ранняя, долгожданная, дождливая, шумная, зеленая, ветреная.
- А что такое предложение? (ответы детей).
-Теперь составьте предложения про весну (ответы детей).
- Назовите первое слово в предложении, второе, третье? (ответы детей).
- Ребята, а по цели высказывания какие бывают предложения (повествовательные, восклицательные, вопросительные).
- Теперь составим схемы предложения (на магнитной доске дети выкладывают схемы).
- Сколько слов в предложении, какое первое слово?
- А теперь Вы придумайте предложение вот по этой схеме. Сколько слов в предложении?
Сова: - И с этим заданием вы справились хорошо, молодцы!
Рефлексия (итог занятия).
Сова: - Ребята, за Ваши старания и большие знания я хочу вам подарить волшебный ключик, который откроет дверь в большую страну знаний (дети благодарят сову, прощаются и уходят).
Воспитатель: - Ребята, Вам понравилось в гостях у тетушки Совы (ответы детей). Скажите, пожалуйста, о чем Вам будет напоминать этот ключик (ответы детей).