Исакина Ольга
Конспект занятия «История родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Публикация «Конспект занятия „История родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир.
Объект изучения – история Брянской области.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край».
Авторы: В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова (История родного края).
Реализация курса «История родного края» в 3 классе будет осуществляться через:
факультативный курс в рамках внеурочной деятельности в размере 34 часов с использованием учебного пособия «История родного края»
Реализация курса через внеурочную деятельность позволит учащимся расширить свой кругозор, глубже изучить историю родного края.
Календарно-тематическое планирование составлено по содержанию учебника В. Н. Лупоядова и Л. Ю. Лупоядовой «История родного края», рекомендованного Департаментом общего и профессионального образования Брянской области.
Цели курса
• Формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения краеведения, заботы о крае.
• Изучение истории родного края, особенностей культуры, быта и традиций.
• Воспитывать любовь к своей малой родине.
• Прививать гордость за свой народ и его героическое прошлое.
• Пробудить познавательный интерес к истории родного края.
• Знакомство учащихся с историческим наследием региона.
Задачи
• Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.
• Развитие любознательности и желания получать знания.
• Формирование положительного отношения к окружающему миру.
• Научить учащихся пользоваться научной литературой.
• Учить любить историю своего края.
• Раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии.
• .Пробудить у учащихся интерес к предмету «Брянский край. История родного края».
Региональный компонент представляет собой систему знаний и культурного опыта учащихся, отражает особенности культурно - исторического, социально – экономического развития региона.
Под региональным компонентом понимаем педагогически отобранный материал, раскрывающий историческое, культурное своеобразие региона, региональную специфику социальной жизни общества.
Это реализуется в результате освоения содержания образования, дополняющего и конкретизирующего содержание разделов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Брянский край. История родного края» :
- краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
- содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
- личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.
Основные направления работы по программе
Познавательно-исследовательское: подготовка исследовательских рефератов, участие в конкурсах, олимпиадах.
Духовно-творческое: конкурсы стихов, рассказов, плакатов, рисунков, сказок, театрализованные представления, изготовление поделок из природных материалов и бытовых отходов; фотовыставки.
Просветительское: проведение экскурсий по родному краю, изготовление плакатов, газет;
Природоохранное: посадка деревьев, кустарников; создание и уход за цветочными клумбами; изготовление скворечников и кормушек (охрана птиц).
Туристско-оздоровительное
Методы и формы работы
Для облегчения понимания материала детьми в процессе обучения предлагаются игровые формы.
На занятиях применяются различные формы деятельности: викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, игра, конференция и т. д., а также краеведческие рассказы и народные сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять, делать свои выводы.
Занятия предусматривают получение знаний не только на специальных занятиях внеурочной деятельности, но и во время прогулок, экскурсий и нацелено на общее развитие ребят, на развитие наблюдательности, внимания.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :
• любить историю своего края.
• рассказывать о том как жили наши предки,
• иметь преставление о достопримечательностях нашего края,
• знать символы области, историю своего имени.
Регулятивные универсальные учебные действия
• Принимать и сохранять учебную задачу;
• Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
• Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• Оценивать правильность выполнения действия;
• Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия
• Вести диалог;
• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
• Формулировать собственное мнение и позицию;
• Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
• Задавать вопросы;
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные универсальные учебные действия
- желание приобретать новые знания;
- способность оценивать свои действия.
- объяснять что связывает тебя с малой родиной.
Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
• 1 уровень – приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального значения и повседневного опыта.
• 2 уровень – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
• 3 уровень - получение учащимися опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.
Только в самостоятельном общественном действии, в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки). В 3 классе возможно достижение результатов второго уровня.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
• стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
• текущий:
- прогностический, т. е. проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
-рефлексивный, обращённый на ориентировочную основу, план действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
• итоговый контроль в формах:
- тестирование;
- творческие работы;
- коллективные творческие дела
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения знаний ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках завершения программы планируется создание тематической газеты и открытое мероприятие.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях : живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу «История родного края» являются данные, которые учитель заносит в таблицы в начале и в конце года, прослеживая динамику духовно-нравственного развития детей.
Предполагаемый результат
1. Формирование личности, знающей историю родного края.
2. Создание проектов «История родного края», в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы учащихся.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Брянский край» («ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ»)
История – наука о прошлом человечества.
История времени
Линия времени. Единицы измерения времени в представлении людей различных эпох (сутки, месяц, год, век, тысячелетие). Летоисчисление. Римский календарь. Григорианский календарь. Летоисчисление в Древней Руси. Древнерусский календарь.
Типы исторических источников : вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки, письменные (летописи, хроники, грамоты, договоры, указы, дневники и воспоминания, надписи на камне, металле, кости и других материалах и предметах, устные (предания, сказания, легенды, былины, баллады). Чашин курган – колыбель города Брянска.
Археология — “наука лопаты”. Великий ученый и археолог Генрих Шлиман. От собирателя к ученому: коллекции, первый российский музей при Петре I — Кунсткамера. Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы фараонов). Археологические памятники Брянской области.
Человек на нашей планете. Когда появился первый человек? Как жил первобытный человек: природа и животный мир, окружающие его; где и как селились, их жилища (стоянки первобытных людей в вашей местности). Занятия : собирательство, охота, рыбная ловля, одежда, орудия труда, посуда, утварь.
Письменность — совокупность письменных памятников какого-либо народа, какой-либо эпохи. Загадочные и незнакомые письмена: нити с узелками, примитивные рисунки и наскальные изображения (писаницы и петроглифы, “предметное письмо”, египетское письмо (Розетский камень, Франсуа Шампильон, иероглифы, папирус, клинопись. Создание алфавита: финикийского, греческого, латинского. Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки — Кирилл и Мефодий, письмо на бересте, былины, летописи, “Слово о полку Игореве”. Книгопечатание: появление бумаги, изобретение машины для печатания, великий книгопечатник Иван Федоров.
Геральдика — наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб — это язык, на котором говорят рыцари и города, короли и государства. Герольды. “Путешествие” по средневековому замку и городу. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская геральдика. История символики России (флаг, герб, гимн). Символы Брянского края.
Генеалогия — изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. “Древо человеческой жизни” : источники, генеалогии. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба. Краткая родословная князей Трубецких.
Антропонимика — раздел науки ономастики, изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Календарные имена. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям, основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.
Топонимика — наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена — свидетели прошлого. История Брянска в их названиях.
Откуда пошла Русь. Древние славяне: природа, окружающая людей; занятия, жилища, семья, быт, одежда. Язычество — верования древних славян. Мифические существа, населяющие крестьянскую Вселенную — духи природы: леший, водяной, русалка, полудница. Легенды, поверья, сказки о них. Славянские племена. Соседи древних славян.
Главные города: Новгород и Киев (легенды о возникновении, их устройство.
Откуда пошла Русь. Первые русский князья.
Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир (легенды, былины о Владимире Красном Солнышке и богатыре его Илье Муромце, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Князь и его дружина (состав, доспехи, оружие). Род Рюриковичей.
Древний город. Древние города Брянского края.
Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва.
Брянский край при Петре I
Брянский край и Отечественная война 1812г. Народное ополчение.
Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
Брянская область сегодня.
Тематическое планирование по курсу
«Брянский край» («История родного края»)
№ п/п Название раздела, темы урока Кол-во часов
1. О чем рассказывает наука история 1
2. История времени. Календарь Древней Руси 2
3. Исторические источники. Чашин курган колыбель города Брянска. 2
4. Археология наука древностей. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. 3
5. Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. 2
6. Геральдика. 1
7. Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области. 2
8. Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. 2
9. Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. 1
10. Имена на карте. Как люди выбирали названия 2
11. Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. 3
12. Откуда пошла Русь. Первые русские князья 1
13. Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском. 1
14. Древний город. Древние города Брянского края. 1
15. Не посрамим русской земли. Севская крепость. Куликовская битва. 2
16. Брянский край при Петре I 1
17. Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народная ополчение. 1
18. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края 2
19. Брянская область сегодня 1
20. Экскурсии в краеведческий (школьный) музей, по историческим местам 2
21. Итоговое занятие. 1
Итого 34
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п Тема занятия Количество часов Дата проведения
1 О чём рассказывает наука история. 1 ч
2 История времени 1 ч
3 Календарь Древней Руси 1 ч
4 Исторические источники 1 ч
5 Чашин Курган – колыбель города Брянска 1 ч
6 Археология – наука древностей. 1 ч
7 Виды археологических памятников. Археологические памятники Брянской области 1 ч
8 Как жили древние люди. 1 ч
9 Славянская письменность
Брянские города в русских летописях 1 ч
10 Берестяные грамоты
Буквы славянского алфавита 1 ч
11 Слово о полку Игореве 1 ч
12 Геральдика 1 ч
13 Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. 1 ч
14 Как написан гимн Брянской области 1 ч
15 Моя родословная
Как составить генеалогическое древо 1 ч
16 Краткая родословная князей Трубецких 1 ч
17 Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена 1 ч
18 Имена на карте 1 ч
19 Как люди выбирали названия 1 ч
20 Откуда мы родом 1 ч
21 Славяне на территории Брянского края 1 ч
22 Вщиж. Соседи древних славян 1 ч
23 Откуда пошла Русь. 1 ч
24 Первые русские князья 1 ч
25 Брянское княжество 1 ч
26 Древний город. Древние города Брянской области 1 ч
27 Не посрамим русской земли 1 ч
28 Куликовская битва 1 ч
29 Брянский край при Петре Первом 1 ч
30 Брянский край и Отечественная война 1812 ода 1 ч
31 Брянский край в годы Великой Отечественной войны 1 ч
32 Юные герои Брянского края 1 ч
33 Брянская область сегодня 1 ч
34 Экскурсия в школьный краеведческий музей 1 ч
ИТОГО 34 ч
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Примечания
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ
Методические рекомендации по преподаванию предметов регионального (национальнорегионального) компонента «Брянский край» : Брянск, БИПКРО, 2012
УЧЕБНИКИ
История родного края : учебное пособие для 3 класса (сост. В. Н. Лупоядов, Л. Ю. Лупоядова) – Брянск: «Курсив», 2012
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
Лупоядова Л. Ю., Лупоядов В. Н., Скатенок Е. В. В гостях у истории. Пособие для учителя. - Брянск: «Курсив», 1997
В рекомендациях определены цели и задачи курса, рассмотрены подходы к структурированию материала; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование.
Учебное пособие является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края : особенностей культуры, быта и традиций.
Курс предлагается в качестве учебной дисциплины, призванной служить для создания системы пропедевтических знаний о человеке и обществе, истории России и Брянского края в начальной школе.
В пособие включены рекомендации по формам и методам изложения материала учителем, способам и содержанию проверки знаний и умений учащихся. По ряду тем предлагается материал, призванный расширить возможности учителя в выборе средств и форм обучения, оказать помощь в подготовке внеклассных мероприятий.
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ
1. «Слово о полку Игореве»
2. С. Бородин «Дмитрий Донской».
3. Свод памятников архитектуры Брянской области.
4. Наш край в истории Отечества (сборник)
5. Деснянские древности.
6. Вырезки из газет по краеведению.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок
Персональный ноутбук «ASER» с принтером «SAMSUNQ»
Мультимедийный проектор
Экспозиционный экран размером
150х150 см
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ
Медиаприложение «История и культура родного края» (3-4 класс) ( авторский коллектив: Лупоядов В. Н., Шафранов Ю. Э., Ткачёва Н. Н.) – Брянск.
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Медиаприложение является частью регионального компонента «Брянский край» и адресовано учащимся 3 класса общеобразовательной школы. Оно предназначено для изучения истории родного края : особенностей культуры, быта и традиций.
ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.