Саргылана Большакова
Конспект занятия «Полезные ископаемые родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Имя Большакова
Отчество Саргылана
Фамилия Васильевна
Город Таттинский район село Ытык-Кюель
Страна Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в интеграции образовательных областей «Полезные ископаемые родного края»
Возраст детей Для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная (-ые)
область(-и)
(по ФГОС ДО) - познавательное развитие
- речевое развитие
Публикация «Конспект занятия „Полезные ископаемые родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
-социально – коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Цель Обобщение расширенного знания о полезных ископаемых родного края.
Программное содержание (задачи) : 1. Развивающие:
- развивать устную связную речь;
– формировать умение лепки;
- способствовать развитию мелкой моторику рук.
2. Обучающие
- мотивировать детей к самостоятельной деятельности;
- обучить приему лепки из глины, изготовить из глины поделку.
- обобщить знания о полезных ископаемых.
3. Воспитательтные
- приобщить интерес к достопримечательностям родного края;
- воспитывать аккуратность в работе, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы Интерактивная доска; проектор.
Карта; мешочек; ведерка; знаки полезных ископаемых (глина; песок; уголь); бумажные кепочки.
Материалы для опыта: песок, уголь, глина, вода, банки, воронки.
Маски гномиков по количеству воспитанников.
Материалы для творчества: фартуки, доски, глина, емкость для воды, салфетки. По количеству воспитанников.
Предварительная работа
Указывается при необходимости Обобщения знания о полезных ископаемых. Выучить наизусть стихотворении о песке, угле, глине.
Организационная часть «Волшебный мешочек». Здравствуйте, дети. Сегодня я к вам пришла с сюрпризом. У меня есть мешочек, это не простой мешочек, а волшебный. Внутри мешочка что-то есть, но чтобы, что это надо не глядя на ощупь угадать что это, тогда мешочек вам даст это. Давайте, начнем. Все станем кругом, и по кругу будем угадывать. С кого начнем? (в мешочке глина, уголь, песок, камушка).
Основная часть
(описание хода работы) Воспитатель: Молодцы! В нашем родном крае есть полезные ископаемые, сегодня мы еще больше узнаем о полезных ископаемых нашего края. Давайте вспомним, и поиграем в игру «Угадай-ка» (игра на электронной доске угадать условные знаки обозначающих уголь, песок, глина).
В: Давайте, вспомним стишки про песок, глину и уголь. (Авторские стишки для детей на родном языке).
Дети: Читают стишки, которые сочинили за год вместе с воспитателям на занятиях об ископаемых.
Игра «Путешествие по карте родного края»
В: (стук в дверь). Дети кто-то к нам пришел, давайте спросим, кто это и откроем дверь. (Почтальон приносит посылку. В посылке бумажные кепки, ведерки и письмо.)
Д: стоят вокруг стола и рассматривают содержимое посылки.
В: Дети, сколько всего нам прислали, Тут есть письмо
давайте посмотрим от кого? Это письмо от геолога. (Открываем конверт и находим флешку). Дети, это не просто письмо, это электронное письмо. Его надо вставить на компьютер и узнаем от кого. Показ на электронной доске геолога. Геолог немного рассказывает о себе, потом дает карту. На карте условные обозначения угля, песка и глины.
В: дети, что сказал нам геолог? Что должны сделать? Что найти? Что для этого нужно сделать?
Д: дети отвечают, если затрудняются, отвечают по наводящему вопросу. Одевают кепочки, берут ведерки и лопатки и по инструкции карты идут искать глину, песок, уголь.
В: давайте посмотрим на карту, в каком направлении нам надо идти?
Д: направо
В: сколько шагов надо сделать?
Д: смотрят на карте и считают по рисунку следов ног. (5 шагов). Идем к мемориалу памятнику «Старик с быком». Старик Хоро.
В: Где стоит этот памятник?
Д: Ытык –Кюеле (родная деревня где живут дети)
В: Значит, первый полезный ископаемый мы находим в родной деревне. И что это за полезное ископаемое?
Д: Глина. Отгадывают по условному знаку на карте.
(Идут по направлению по карте и видят картинку с памятником «Старик Хоро». Там находят глину и кладут в ведерки).
И так далее находят песок, уголь.
Динамическая пауза. Игра «Белоснежка и семь гномов».
Цель игры: расширить знания о полезных ископаемых.
В: Молодцы! Мы стали геологами, прошли по карте по родной местности нашли и собрали много полезных ископаемых. Шли, шли и встретили кого? (на электронной доске картинка Белоснежки).
Правильно Белоснежку. У нее есть друзья гномики. Они каждый день много работали. Копали и искали полезные ископаемые. Давайте, поиграем в игру «Белоснежка и семь гномиков». (надевают маски гномиков воспитатель маску Белоснежки). Надо помочь гномика рассортировать ископаемые по ведеркам : алмазы, мел, серебро. Для этого ходим, нагибаемся, садимся на корточках.
Опыт. Цель: изучить свойства полезных ископаемых.
В: Берем ведерки с полезными ископаемыми и идем в лаборатории, где проведем опыт. Для того чтобы поработать лаборантами надеваем фартуки и подходим к столу. Будем изучать свойства. Сначала посмотрим, какого они цвета? Запах? Проверить на растворимость. Воспитатель берет 3 прозрачных сосуда и в первый сосуд дети кладут песок, во второй глину, в третий уголь. Воспитатель размешивает, дети смотрят, изменился ли цвет воды, растворился ли полезный ископаемый.
А теперь проверим пропускаемость воды. На столе ставим 3 банки или прозрачный сосуд и воронки). В первую воронку кладем песок, во вторую глину, в третью глину. Все хорошо утрамбовываем и наливаем воду.
Д: Смотрят, наблюдают и рассказывают об изменениях.
В: Глину поставим, пока на сторону она еще не пропустила воду. Посмотрим, может по истечению времени пропустит.
Лепка. Цель: учить лепить глиной кулон.
В: Глина, когда влажная имеет свойство пластичности и его можно мять как пластилин и изготовить различные сосуды, игрушки. Из глины можно слепить посуду и обжигают, тогда глина становится твердым как камень и из него можно есть.
Каждому ребенку раздается доски, глины для лепки. Тазик с водой.
Теперь мы сами попробуем сделать кулон. Перед вами готовая глина для лепки. Берем глину и мнем, раскатываем между ладонями, получается шарик. Можно придать любую форму: овал, треугольник, квадрат, плоскую лепешечку. Можете оставить шариком. Берете палочку и делаете дырку для того чтобы, когда глина высохнет можно будет продеть шнурок и надевать через голову. Теперь, когда сделали отверстие, оставляем сохнуть при комнатной температуре. Когда ваши глины высохнут, можете раскрасить вместе с родителями. Когда она высохнет, станет вот таким твердым. Показывается готовая высохший кулон из глины. Твердую высохшую глину можно раскрашивать гуашью. Я вам дарю высохший, раскрашенный кулон. Всем детям раздается готовый кулон с именами. Вытираем руки влажной салфеткой, потом после занятия будете мыть с мылом в умывальнике. И посмотрим, пропустила ли глина воду?
Д: Смотрят на глину с водой и делают вывод.
Заключительная часть Игра: «Кубик знаний». Цель: закрепить знания о полезных ископаемых.
В: Все складываем фартуки, помогаем друг другу.
У меня для вас есть многосторонний кубик это кубик знаний. Он будет проверять ваши знания. По сторонам у него условные знаки глины, песка и угля. По очереди будете бросать кубик. Надо бросать повертев на руке. Дети по очереди бросают кубик.
Если ребенок затрудняется рассказать, что он знает о полезном ископаемом, нужно задавать наводящие вопросы:
- какой знак?
- где мы нашли этот полезный ископаемый?
- что ты узнал об этом полезном ископаемом?
- какие свойства имеет (какой имеет цвет, запах, растворимость)
- можешь сказать стих об этом полезном ископаемом.
- что тебе больше понравилось на этом занятии?
- что больше запомнилось? И т. д.
Надо чтобы дети дали развернутый ответ, полными предложениями.
В: Молодцы! Спасибо вам за активное участие. После занятия все тщательно моем руки с мылом.
Методичсекие рекомендации автора:
1. Занятие проводится как обобщающее занятие о полезных ископаемых. Можно провести как развлечение.
2. В этом конспекте использованы полезные ископаемые как : уголь, песок, глина. Можно заменить полезными ископаемыми своего края.
3. На этом занятии дети читают стихотворении о полезных ископаемых на родном якутском языке, которые сочинили вместе с воспитателем за весь учебный год. Можно самим сочинить стихотворение или взять готовые стихи любых авторов.