Ольга Лебедева
Конспект НОД «Лучше нет Родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Лучше нет родного края» старшая группа
«Жура, жура, журавель облетел он сто земель
Облетел, обходил, крылья, ноги натрудил
И сказал он пролетая – «Лучше нет родного края»
Цель: формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
Задачи:
Обучающие: приобщать детей к русским народным традициям, к русскому быту, народной культуре; обучать певческим и двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения русских народных мелодий; историей культуры и тенденциями будущего развития; продолжать знакомить с бытом и традициями села Абрамова.
Публикация «Конспект НОД „Лучше нет Родного края“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Развивающие: развивать творческие способности и художественный вкус детей в различных видах деятельности, передачи характерных образов в играх, хороводах, инсценировках; развивать языковую компетентность детей; формировать у ребенка представление о мире людей, рукотворном мире, собственном «я» в этом мире.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к национальной культуре на основе на основе приобщения к народному искусству; воспитывать интерес к речи, как особому объекту познания; организовать обучение и воспитание как целостный процесс в тесной связи с окружающим миром природы, социума и культуры; воспитывать устойчивый интерес к традициям и быту своих предков; развивать патриотические чувства к родному краю через знакомство с творчеством поэтов села.
Зал оформлен под старинную избу.
ВЕД: Когда цветет черемуха
Кругом белым – бело.
Невестой в белом платьице
Покажется село.
Зарницы предрассветные
Над тешей голубой
Село мое Абрамово,
Заветная любовь.
Село наше стоит на реке Теша, которая названа так в честь мордвина Теша, который был известен и почитаем среди мордвы. Во время третьего похода Ивана «Грозного», он сбился с пути и шел со стороны Сакон, через нашу местность.
Каждый свои стан царь как то отмечал: делал курган или ставил церковь-часовенку. Такая церковь строилась и освещалась в течении дня, до захода солнца. Появление новой церкви, означало появление нового села.
По преданиям, «Грозным» такая церковь была построена и в Абрамове. Название села произошло от имени собственного – Абрам (кем был этот человек – не установлено).
(С пеньем и пляской дети входят в групповую комнату у одного ребенка в руке МАРАКАС а у другого БУБЕН)
Исполняется песня «Ехал Ванька из Рязани» (после дети садятся на места)
ВЕД: Россия-Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут
Они прославляют просторы родные
Раздольные русские песни поют.
ПЕСНЯ: «Ходила младешенька по борочку»
ВЕД: Крепко любили и любят свою Родину, свой край русские люди, они сложили о ней много песен, сказаний, стихов.
«Я к вам привязан прочно, с детства самого
Та связь не ослабела и сейчас
Незнаменитое Абрамово село,
И городок районный – Арзамас.»
А. И. Плотников
А. И. П. – родился в 1920 г в селе Абрамово Арзамасского района Нижегородской области в крестьянской семье. Много лет работал учителем в школе. Участник ВОВ. Член союза писателей России. Стихи начал писать еще в школьные годы.
«Люблю жизнь во всех её проявлениях. Радуюсь каждому доброму дню, каждому дереву и цветку, каждой встрече с друзьями»
Неверья горькая остуда
Не тронет сердца и ума
Есть на земле одно лишь чудо
И это чудо – жизнь моя
РЕБ. :
Мой деревенский дом
Наличники резные
Не выветрился в нем
Сосновый дух России
И деды и отцы
Пускай в лаптях ходили
Дубовые венцы, под срубы подводили
Чтоб прочно дом стоял
Чтоб жил в нем запах хлеба
Чтоб окнами сиял
Коньком врезался в небо.
И пусть прошли года
И в землю врос он малость –
История сюда входила не сгибалась.
ВЕД: Вот и мы ребята собрались сегодня с вами в старой деревенской избе. Все что мы здесь видим – этими вещами и атрибутами пользовались наши деды и прадеды. (обходит комнату вед. объясняет зачем была предназначена та или иная вещь) подходят к сундучку.
За печкою не видимый сверчок
Уныло, монотонно его пенье
А рядом с печкой – мамин сундучок
В том сундучке все мамино именье
(дополняет де сейчас хранятся вещи) идут далее и доходят до серпа.
Мальчик берет в руки серп читает:
Мальчонкой брала меня мама, поле пшеничное жать
Помнится мне как упрямо серп я учился держать
Мизинец я помню порезал неверным движеньем серпа,
Как брызнула кровь из пореза на бронзу тупого серпа
И пусть боли не было вовсе пусть ныли спина и плечо
Звенели, звенели колосья и солнце пекло горячо
Когда ж мы работу кончали нам легкой казалась тропа
Те годы давно уж умчались но слышу я песню серпа.
Эти замечательные стихи были написаны другим поэтом, учеником АИ Птолникова – А И Погодиным.
Он родился в 1947г в селе Абрамове в семье простого крестьянина.
Служил на северном флоте. Окончил топографическое училище. Работал геодезистом. Выпускник литературного института им. А. М. Горького. Поэт очень рано ушел из жизни.
РЕБ: Куда б меня дорога не вела, мне маяком единственным служили.
Огни большого русского села, где прадеды и деды мои жили.
И где живет моя родная мать, и как же мне туда не возвратиться?
Ведь только там мне чувствовать и знать
Чтоб было, есть и что потом случиться.
АИ Погодин
РЕБ: Мне досталось такое большое наследство
Мне с ним горе- не горе, беда –не беда
Мой «Каленов» конец – здравствуй улица детства
Не похожих как люди – домов два ряда.
Ты названье «Каленов» имеешь не даром
Вновь построен ты здесь на углах на золе
Был когда то «конец» был охвачен пожаром
Стало улицей меньше в родимом селе
Но народ это жизнь, время раны лечило.
Кто уехал вернулся обратно в конец.
Звучит фонограмма песни «Храни свечу» сл. А Погодина, муз А Середнева
ВЕД: итак ребята оба этих поэта воспевали и воспевают родной край, родимую сторонушку.
Как не трудно приходилось нашим прадедам и дедам – но в работе им всегда помогала песня.
«Собиралися бывалыча за околицей парни и девушки да водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами заведем хоровод (образуют хоровод, который плавно переходит в игру «ручеек» после садятся на стулья)ю.
ВЕД: ребята а какие пословицы о русской народной песни вы знаете?
ДЕТИ:
• Хорошая русская песня – дух бодрит
• Где песня поется, там весело живется
• С песней и труд спориться
ВЕД: (подходит к прялице)
Мы как тот раз приехав в деревушку
Где ощутимы звук и тишина, увидели за прялкою старушку
Вращение ее веретена - заворожило
Бабка улыбалась
На нас в упор глядела старина
А нить тянулась и не обрывалась.
Как будто бы связуя времена.
Танец – песня «Прялица» (дев 8 чел)
ВЕД: с любовью воспевал народ природу родной земли, русской красавицы березки.
РЕБ: Береза моя березонька
Береза моя белая
Стоишь ты березонька посредь долинушки
На тебе березонька листочки зеленые,
Под тобой березонька трава шелковая
Танец «Во поле березка стояла» (танец в косыночками)
РЕБ: Посылали молодицу
Под горушку по водицу
А водица далеко
А ведерко велико
Песня «С речки Аннушка идет»
ВЕД: у березки девушки водили хороводы пели песни, но какое же веселье и гулянье было на селе без кадрили.
Танец «Кадриль»
ВЕД: Вдоль по бережку лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает
На цветы водицу стряхивает
Игра «Лебедушка» (под рус. народ. музыку «Калинка», входят две бабушки с ведрами на коромыслах)
ДАНИЛОВНА: Мы потешки услыхали, и к вам в гости прибежали
ГАВРИЛОВНА: где поют там и весело живут, правда Д. ?
Д : Правда Г. !
Д. Г. : Здравствуйте ребятя!
Мы потешницы старушки, неразлучные пордужки.
Я – бабушка Даниловна. !
Я – бабушка Гавриловна!
(вместе) Неразлучные подружки – мы живем в одной избушке!
Д: В лесочке, в лесочке
Избушка на кочке
Блинами оббита
Оладьями крыта.
Г: Ограда кругом- пироги с творогом
Нынче мы расскажем в лицах – веселые небылицы.
Д: что Марфуша для Петра
наварила напекла: 92 блина,
два корыта киселя,
50 пирогов – не нашла едоков.
Г: Сел комарик на дубочек
На еловый на пенечек
Сунул носик под листочек
- Спрятался.
К вам у нас один вопрос – кто потешек знает воз?
Д: ты Г загадку загадай, а ты загадочку – потешку отгадай.
Г: Не зовут собаку – шавкой,
И не спит она под лавкой.
А глядит она в окошко
И мяукает как? (кошка)
РЕБ: А та-та, а та-та, была кошка у кота.
А та-та,а та-та запирайка ворота.
А то мышки придут, нас с тобою загрызут
Д: Кто под нами вверх ногами ходит -
Не страшится, упасть не боится?
РЕБ: Как у наших у ворот
Муха песенку поет
Ой – люли, ой – люли,
Муха песенку поет.
Г: Деревяшка не большая
Три струны всего на ней
А как толь за звенит
Сразу всех развеселит.
Г: нам не устоять Д?
Д: Ой не устоять Г.
Плясовая вместе с детьми
Д и Г: Ну молодцы ребята.
Ох устали посидим
Да на вас мы поглядим
ДЕВ: Мы частушки пропоем, и в веселый пляс пойдем
Частушки:
ВЕД: Вдоль по улице во конец шел удалый молодец
Не товар продавать, себя людям показать.
(раздает платочки)
Танец «Павловские платки»
ВЕД: Повеселить таких гостей сегодня каждый рад
РЕБ: В нашем оркестре
Всего по - не - множку
Звенит треугольник
Запели гармошки
В нашем оркестре
Всего по - не – множку
И даже играют тарелки и ложки
В нашем оркестре
Всего по - не – множку
Помогут оркестру и наши ладошки
Оркестр народных инструментов.
Д: Ребятки а вы любите рус. народ. Сказки? Расскажи Г.
Г: Нет ты Д
Д: Нет ты Г.
Давай посчитаемся!
Г: Ахи, ахи, ахи ох
Маша сеяла горох
Уродился он густой
Я пошла а ты постой.
Д: Ну значит тебе водить, тебе и сказку говорить.
Г: Расскажу я вам ребятки, да не сказку а стих, и даже и не стих а песню. И вовсе не я, а ребята сами, и не сейчас а в другой раз, и здесь, а за столом, да за чайком у русского самовара.
Звучит песня на сл. Погодина под фонограмму
Г: Ну вот ребята и конец- а кто слушал молодец!