Надежда Малькина
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края
Администрация городского округа Саранск
Департамент по социальной политике
Управление образования
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа Саранск
«Центр развития ребёнка – детский сад №46»
Конспект открытой непосредственно
образовательной деятельности
по образовательной области
«Познавательное развитие»
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
на тему: «Ознакомление дошкольников с географическим и природно-экологическим разнообразием родного края»
Подготовила и провела:
воспитатель
высшей квалификационной категории
подготовительная группа
Малькина Н. А.
Г. о. Саранск
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить детей с картой «РМ», обозначениями на ней.
- Закрепить и расширить знания детей в родном крае, разнообразии растительного и животного мира.
2. Развивающие задачи:
- Развитие представлений о природе, осознание личностных отношений к окружающему миру.
3. Воспитательные задачи:
- Закрепить знания о правилах поведения в природе.
- Воспитывать интерес, любознательность и бережное отношение к живой природе, знать о пользе растений и птиц.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа:
Беседы о родном крае, городе, его богатствах, климате и т. д., рассматривание карты «РМ», рассматривание альбомов, книг, картин, иллюстраций о Мордовии, городе Саранске, заучивание стихов, пословиц, чтение различных произведений мордовских писателей, прослушивание музыкальных произведений мордовских композиторов, рисование и аппликация по мотивам мордовского орнамента.
Словарная работа: образование прилагательных к словосочетанию «Какая погода?»
Методические приемы: словесный, наглядный, практический.
Материал и оборудование:
1. Картины и иллюстрации, открытки: «Зима», «Мордовия моя».
2. «На краю мещеры» (заповедник им. П. Г. Смидовича) Саранск 1978.
3. «Природа мордовского края» МГУ г. Саранск 2008.
4. «Мордовия» Саранск 2000.
5. Карта «РМ»
6. Альбомные листы, голубая гуашь, поролон. Карточки с изображениями птиц, кормушка, куклы в национальных костюмах (русский, мордовский)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычные гости – это куклы в мордовском и русском костюмах. Они приготовили вам сюрприз, а какой узнаете попозже, а пока послушайте стихи замечательного мордовского поэта А. Мартынова:
Нам в Саранске замечательно живется
Наша жизнь в России светлой песней льется.
Здесь мокшанки и нарядны, и красивы
Мой Саранск! Саранск известей всей России!
Воспитатель: О каком городе говорится в этом стихотворении?
Дети: О городе Саранске!
Воспитатель: А мыс вами в каком городе живем?
Д: В городе Саранске
Воспитатель: А как называется республика, в котором мы живем?
Воспитатель: Люди каких национальностей живут в Мордовии?
Д: Мордва, татары, русские
Воспитатель: У каждой национальности свой язык. На каком языке разговаривают мордва и татары? А все вместе они общаются и понимают друг друга на каком языке?
Д: Мордва – на мордовском, татары – на татарском, а общаются между собой и понимают друг друга – на русском
Воспитатель: Давным-давно, когда нас еще не было на свете, наш город был маленьким, а дома были деревянные, одноэтажные (показывает фотографии).
Воспитатель: Сейчас наш город стал большим и красивым. На его улицах простроены многоэтажные дома (показывает фотографии).
Воспитатель: Ребята, в городе много различных улиц, перекрестков, площадей. Назовите те, которые вы знаете?
Дети называют улицы на которых живут, а воспитатель добавляет.
Воспитатель: На какой улице расположен наш детский сад?
Дети: Проспект 70 лет Октября.
Воспитатель: А кто может назвать свой домашний адрес?
Дети называют (2-3 ребенка)
Воспитатель: Ребята, в Мордовии много различных городов. Назовите те, которые вы знаете?
Дети: Саранск, Рузаевка, Краснослободск, Темников, Ковылкино, Ардатов, Инсар.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту Мордовии. Я вам покажу границы нашей республики и мы вспомним, как обозначаются города на карте и где они расположены (показывает и вызывает 2-3 ребенка найти и показать обозначение города).
Воспитатель: Обратите внимание, что на карте Мордовии много мест зеленого цвета. А что обозначают зеленым цветом?
Дети: Растительность
Воспитатель: Это значит, что наша республика богата лесами. Покажите на карте, в каких местах много растительности
(вызывает показать на карте 2-3 детей)
Воспитатель: А голубым цветом что обозначают на картах?
Дети: Реки и другие водоемы
Воспитатель: Возле города Темников расположен заповедник (показывает на карте, в котором обитают редкие животные (зубры, много птиц, там очень красивая природа (показывает иллюстрации)
Воспитатель: Звери, птицы, растения в заповеднике охраняются государством – это значит, что здесь нельзя охотиться на животных и птиц, рубить деревья, устраивать пикники. Можно только гулять и любоваться красотой природы.
Воспитатель: Ребята, у нас в городе тоже есть красивые места, куда мы можем пойти отдохнуть. Давайте вспомним и назовем некоторые.
Дети: Краеведческий музей, кукольные театр, парк отдыха, кинотеатр, театр оперы и балета и др.
Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю на прогулку в парк (Дети проходят за воспитателем в парк в другую часть комнаты или зал, который оформлен картинами с зимними пейзажами, рисунками. Импровизация дерева с кормушкой)
Воспитатель: Дети, какой сейчас время года?
Дети: Зима
Воспитатель: А месяц?
Дети: Январь
Воспитатель: Назовите основные признаки зимы. Но называть их нужно одним словом, ответим на вопрос «Какая погода зимой?»
Дети: Холодная, снежная, морозная, ветреная.
Воспитатель: Мы с вами учили много стихов о зиме. Давайте вспомним и расскажем самые хорошие
Дети читают стихи (2-3 ребенка)
Воспитатель: Ребята, мы с вами знаем потешку о зиме. Кто может ее рассказать?
Ребенок говорит потешку:
Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Воспитатель: Назовите деревья и кустарники, которые растут в парке?
Дети: Береза, тополь, липа, клен, сосна, ель, сирень, черемуха и др.
Воспитатель: Для чего нужны растения?
Дети: Они дают нам кислород, чтобы дышать. Украшают Землю своей красотой. Можно спрятаться от солнца в жаркие дни
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в парк. Здесь мы гости или хозяева?
Дети: Гости
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Расскажи, что это означает». И всем станет ясно и понятно, как мы должны вести себя на природе.
(Дети каждый получают по 1 картинке, на которой отображено то, что нельзя делать людям, пришедшим в лес, парк (не включать громко музыку, не оставлять костры, не разорять гнезд, муравейников, не рвать много цветов, не ловить насекомых и птиц, не брать домой животных и др.) Каждый рассказывает о своей картинке).
Воспитатель: Можно фотографировать, снимать на видеокамеру, делать зарисовки или просто любоваться красотой увиденного.
Воспитатель: Смотрите, друзья, кормушка. А вот птиц на ней нет. Какие птицы должны сейчас прилетать на кормушку?
Дети: Зимующие
Воспитатель: Давайте назовем зимующих птиц в нашей местности
Дети: Ворона, воробей, дятел, синица, голубь, клест, сова.
Воспитатель: Клест и сова – необычные птицы. Чем они отличаются от остальных?
Дети: Сова – ночная птица, охотится на мышей; клесты – выводят птенцов зимой – в январе.
Воспитатель: Ребята, мы наблюдали из окна, как на нашу рябинку прилетали стайками птицы, поклевали всю рябинку и улетели. Кто помнит и назовет этих птиц.
Дети: Свиристели, дрозды
Воспитатель: Наши добрые друзья, прилетайте все сюда! (Дети берут карточки с изображением птиц, прикрепляют на кормушку и дерево – фланелеграф)
Воспитатель: Чем полезны птицы? (Жуки, гусеницы погубили бы растения, а птицы их едят)
Воспитатель: Правильно, мы должны охранять живую природу и заботиться о ней.
Воспитатель: Как мы можем заботиться о птицах?
Дети: Не разорять гнезд и другим не позволять, вешать кормушки и насыпать туда корм.
Воспитатель: Друзья, давайте сделаем привал и поиграем в интересную игру:
(Рассаживаются на пенечки)
Воспитатель: Вы все знаете, что на территории парка есть место, где живут дикие и домашние животные под одной крышей. Как оно называется?
Дети: Зоопарк!
Воспитатель: Вот мы и поиграем в игру «Кто живет в зоопарке». Кто-то загадывает загадку, а остальные отгадывают.
Я начинаю:
1) Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна
Просыпается от сна (Медведь)
(дальше загадывают дети)
2) Длинное ухо, комочек пуха
Прыгает ловко, любит морковку (Заяц, кролик)
3) Квохчет, квохчет
Детей созывает
Всех под крыло собирает (Курица)
4) Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой, голодный (Волк)
5) Рыжая плутовка
В деревне кур крадет (Лиса)
6) Быстрый маленький зверек
По деревьям скок – поскок (Белка)
7) Всех я вовремя бужу
Хоть часов не завожу (Петух)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы о лесе, о природе
(ответы детей)
1) Береги землю родимую, как мать любимую.
2) Лес – это богатство и краса, береги наши леса.
3) Кто природу губит, тот свой край не любит.
4) Люби лес, люби природу, вечно будешь мил народу.
Воспитатель: Здесь небо ясно – ясное
И солнце горячей
Я знаю нет прекраснее
Мордовии моей.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю поиграть в игру «Снегопад»
Воспитатель: Пора возвращаться, нужно наконец-то узнать, что за сюрприз вам приготовили куклы.
(Дети подходят к столам, где лежат альбомные листы, кисточки, в банках гуашь голубого цвета. Рассаживаются за столы)
Воспитатель: Сюрприз спрятан в эти чистые белые листы. Когда вы их раскрасите, вы все увидите.
(Дети раскрашивают, на листе высвечивается рисунок зимнего пейзажа, нарисованный парафиновой свечой)
Воспитатель: А пока ваши рисунки сохнут, мы поиграем в игру «Прилетели птицы». Слушаем внимательно, и если я называю не птицу, вы делаете хлопок ладошками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи (мухи – насекомые)
Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны (макароны – продукт питания)
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, лебеди, скворцы… все вы молодцы!
Воспитатель: А теперь берем каждый свой рисунок и встанем рядышком друг с другом. У нас получился свой красивый зимний парк. Красиво, правда?
Воспитатель: Что особенно вам запомнилось из сегодняшнего занятия?
(Дети называют)
Воспитатель: Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь.
Приложение 1
Игра «Снегопад»
Слушаем стихи и выполняем различные движения
Снег кружится и летает.
(Поднимаем руки вверх, делаем фонарики)
Ветер дует, снег взлетает.
(Наклоняемся вперед и выпрямляемся)
Снег летит из серой тучки
Нам на ножки и на ручки.
(Трясем кистями рук)
А сугробы все растут
Там и тут, там и тут.
(Поднимаем руки и тянемся вверх)
Чтобы не замерзли ножки,
Мы поскачем по дорожке.
(Прыгаем на месте)
Снег с себя мы отряхнем
(Показываем, как отряхиваемся)
И в снежки играть начнем
(Показываем, как бросаем снежки)
Список использованной литературы
1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина – Ярославль: Академия развития, Академия К, Академия Холдинг, 2000. -224с.
2. Азбука живой природы : Растения и животные леса / Авт. -сост. О. В. Конаева. – Тула: Родничок, -М. : Астрель, 1999. – 483с.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 159с.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 184с.
5. Молодова Л. П. Экологические праздники для детей: Учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов и учителей начальной школы. 2-е изд. –Мн. : Асар, 2001. -128с.
6. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей гувернеров и родителей. –М. : Гном и Д, 2000. -64с.