Елена Клинчаева
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «История родного города»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей г. Моздока
Задачи:
Обучающие:
-обогащать и расширять знания детей о достопримечательностях г. Моздока;
-развивать желание у детей рассказывать о родном городе, его культуре, исторических местах;
-развивать связную речь, обогащать словарный запас;
-развивать память, смекалку, внимание, сообразительность, логическое мышление.
Развивающие:
-закреплять названия социальных объектов родного города, умение составлять предложение ;
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „История родного города“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-закреплять знания о символике родного города ;
-закреплять умение вести диалог;
- развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитывающие:
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному городу;
-воспитывать эмоционально положительное отношение к тем местам, где они родились и живут.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Предварительная работа:
Беседа о родном городе, рассматривание иллюстраций, чтение и заучивание стихотворений, пословиц. Рисование на тему «Я люблю тебя Моздок». Прослушивание песен о Моздоке, гимна, экскурсии по улицам родного города.
Методы и приемы: игровой, наглядный, вопросы к детям, словесный, дидактические игры, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
экран, проектор, ноутбук, фланелеграф, видеопризентация о Моздоке: «Моздокский вальс», аудиозапись гимн г. Моздока, показ презентации о достопримечательностях г. Моздока, разрезные картинки с изображением герба и флага г. Моздока, альбом с детскими рисунками «Я люблю тебя Моздок», фотографии детей «Я и мой любимый город».
Ход занятия.
Вводная часть.
Дети заходят в зал.
Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
Организационный момент:
Здравствуй солнце красное,
Здравствуй небо ясное.
Здравствуй земля родная-
Всем, всем, всем – от всей души здравствуйте.
Психогимнастика : «Хорошее настроение».
Воспитатель:
-Ребята, а теперь давайте встанем в круг, улыбнемся друг другу и у вас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса. Слышите, кто-то стучится к нам. Кто бы это мог быть?
Сюрпризный момент. (входит Старик-краевед).
Старик-краевед.
-Здравствуйте ребята. Здравствуйте гости. Я – Старик-краевед все ведаю, все знаю. Услышал я, что вы изучаете историю своего родного города и принес вам в подарок книгу. Книга это не простая, а волшебная. Прочитав ее вы сможете узнать много интересного о нашем городе Моздоке. Желаю удачи.
Воспитатель:
-Спасибо Старик –краевед, мы обязательно прочтем твою книгу. (Воспитатель открывает первую страницу книги и читает отрывок из стихотворения Т. Боковой «Родина».)
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
-Ребята, я кажется догадываюсь, что имел в виду Старик-краевед. Сейчас вы внимательно послушаете стихотворение, а потом расскажете, о чем оно.
Ребенок читает стихотворение Татьяны Боковой «Родина».
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем уменьшается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок …и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка-
Это тоже Родина.
Воспитатель.
-Ребята, а что для вас означает слово Родина. (Родина-это страна, в которой мы живем).
-Как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей).
- Назовите столицу России. (Москва).
-Кто президент России? (В. В. Путин).
- Как называются жители России? (Россияне)
- Как называется Республика, в которой мы живем? (Республика Северная-Осетия Алания).
-Назовите столицу Республики Северная-Осетия Алания? (Владикавказ).
-Кто президент Республики Северная-Осетия Алания? (Вячеслав Зелимханович Битаров).
-Что означает слово малая Родина? (это место, где человек родился и вырос)
-Как называется наш город? (Моздок)
Воспитатель:
-На свете очень много больших и малых городов. Но мы сегодня будем говорить о нашем городе, о самом любимом, о самом красивом городе –Моздоке.
Чтение стихотворения Льва Пальцева «Агаш цу».
Я иду по солнечному городу-
До чего ж он по утрам хорош!
Тополя, причесывая бороду,
Кланяются мне : «Да райшом хорж» (доброе утро –на осетинском языке)
Я дышу, а сердце счастьем полнится,
Словно в нем я город весь несу.
По утрам хорошее все вспомнится.
Говорю я встречным: «Агаш цу» (здравствуйте – на осетинском языке).
Город снова любит, строит, светится,
С каждым днем он нов и не похож.
Мой Моздок, мой край родной, Осетия,
Утра доброго, да райшом хорж.
Воспитатель:
-Ребята, скажите мне пожалуйста, что вам больше всего нравится в нашем городе? (ответы детей).
2-я - страница книги.
Сейчас город наш велик,
А откуда он возник?
Был лес дремуч,
А вырос град…
Давайте вспомним от начала,
Как же все здесь начиналось…
Воспитатель:
Слайд
-Название нашего города происходит от кабардинского слова «Мэздэгу». Переводится «Глухой дремучий лес». Моздок был основан в 1963году по указу императрицы Екатерины II. Моздок –один из старейших городов Северного Кавказа, имеет давнюю историю.
Слайд
-Сначала была построена Моздокская крепость, окруженная деревянными стенами, земляным валом и глубоким рвом, с 40 пушками и крупным по тем временам гарнизоном. Командовал этим гарнизоном кабардинский князь Кургоко Кончокин, который принял православную веру, крестился и стал называться князь Андрей Иванович Черкасский –Кончокин. Моздокская крепость защищала юг страны от врагов. Под защиту крепости стали переселяться горцы, прежде всего осетины и кабардинцы. И уже через пять лет крепость стала называться городом. А основан он был на левом берегу реки Терек, у его изгиба.
3-я- страница книги
«Издавна люди любили свой родной край, свой город, свою Родину и сложили о нем много пословиц и поговорок».
Воспитатель:
-Ребята, а какие пословицы и поговорки о Родине знаете вы?
Ответы детей.
- «Всякому мила родная сторона».
- «Где кто родится, там и пригодится».
- «Моздокский край в обиду не давай».
- «Человек без Родины, что соловей без песни».
- «Одна у человека мать- одна у него и Родина».
- «Везде хорошо, а дома лучше».
-«Береги землю любимую, как мать родимую».
Воспитатель.
- На родной земле наш дом, в котором мы живем, наш детский сад. Здесь живут наши родители, друзья. На родной земле и трава зеленее, и солнце теплее, и природа краше. Одним словом - это наша Родина.
4-я - страница книги.
Утром рано мы встаем,
Город видим за окном…
Физминутка : «Мой город».
Утром рано мы встаем,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живет,
(руки на поясе пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовет
(ходьба на месте).
Мы живем, мы растем
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то не большой
(показать руками маленький предмет)
А для нас-огромный
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растет, пусть цветет
(руки на поясе пружинки в обе стороны)
Город наш Моздок
(развести прямые руки в стороны).
5-я - страница книги.
Три главных символа у города
Запомним крепко мы:
Старинный герб,
С шафраном флаг,
И величавый гимн.
Воспитатель:
-В нашей стране много городов и больших и маленьких, но ни один не похож на другой. В каждом городе есть свои достопримечательности, свой отличительный знак- символика города : герб, флаг, гимн.
Дидактическая игра: «Собери флаг», «Собери герб».
(2 детей на фланелеграфе из разрезных картинок собирают герб и флаг г. Моздока. Один ребенок собирает герб, другой флаг. Остальные дети, разделенные на две команды выполняют задание индивидуально возле стола.)
Воспитатель:
-Что изображено на гербе нашего города? (ответы детей)
На гербе нашего города на голубом фоне –(символ чести, преданности, истины, чистоты неба) изображен цветок шафран – зеленый цвет (листья шафрана-символ весны, радости, надежды, здоровья); пурпурный цвет-символ власти, достоинства и изобилия.
- Что означают цвета флага? (ответы детей)
Синий цвет (лазурь)-символ чести, преданности, истины, чистоты неба.
Пурпурный цвет- символ власти, достоинства и изобилия.
Зеленый цвет-символ весны, радости, надежды, здоровья.
Желтый цвет (золото)-символ прочности, величия, богатства.
Шафран-символ нарядности, роскошности, великолепия, а также символ единства духовного и материального.
Желтая полоса показывает, что город Моздок расположен В Республике Северная Осетия –Алания, один из цветов символики которой желтый.
Звучит гимн города Моздока.
6-я страница книги.
Достопримечательности родного города.
Воспитатель:
-Ребята, каждый день вы ходите по знакомым улицам нашего города. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? (ответы детей). ((Магазины, почта, аптеки, больница, библиотека, школа, детский сад и т. д.). А какие достопримечательности нашего города вы знаете? (ответы детей).
Слайд
-Вечный огонь в память о погибших воинах в годы ВОВ им. С. М. Кирова
Мы память храним о любимых и близких,
И каждый погибший боец
Живет в монументе, живет в обелиске
И в памяти наших сердец…
Слайд
-Моздокская церковь Успения Божьей матери.
В конце 12 века грузинская царица Тамара подарила осетинам Иверскую икону Божьей Матери, эта икона обладала уникальными свойствами исцелять людей и хранилась в Куртатинском ущелье в селении Майрамыкау. Во время переселения на новое место Куртатинцы остановились в предместье Моздока, в осетинском поселке, решив в нем заночевать. Ночью икона начала светиться, а поутру путники не смогли продолжить путь, так как волы, которые перевозили Икону, отказались двигаться с места. 9 марта 1862 года Император Александр II повелел возвести в Моздоке величественный храм Успения Божьей Матери.
Слайд
-Памятник воинам - партизанам и труженикам тыла
Труженики тыла,
Вы не воевали,
Но до капли силы
Фронту отдавали!
Сутками с завода
Вы не выходили,
Фронту и народу
Вы оплотом были!
Слайд
-Дуб-ровесник г. Моздока. Мимо него проезжал великий русский поэт и писатель А. С. Пушкин.
Слайд
-Памятник воинам, погибшим в афганской войне.
Слайд
-Памятник «Братьям Дубининым», которые изобрели керосин. Они построили первый в Моздоке керосиновый завод.
Слайд
-Мемориал Самолет МИГ-29 посвящен летчику Михаилу Гавриловичу Клименко-Герою Советского Союза, который совершил 250 боевых вылетов, сбил 13 фашистских самолетов. За отвагу и мужество его называли «Балтийским орлом»-его имя занесено в Золотую книгу вечной славы.
Слайд
-Памятник Святому Георгию или Уастырджи - самый почитаемый святой в Осетии. Он покровитель всех мужчин и путешественников.
Слайд
-Памятник А. С. Пушкину. В 1820 году именно в Моздоке у него сломалась ось кареты, когда поэт направлялся в Грузию. В Моздокском краеведческом музее хранятся документы, подтверждающие факт пребывания Александра Сергеевича Пушкина в городе Моздоке. И его крылатые слова : «В Моздок я больше не ездок».
7-я – страница книги
Поиграем мы в игру,
Я спрошу, ты назови.
Воспитатель:
-Ребята, каждый день вместе с родителями вы ходите по знакомым улицам. А какие здания можно увидеть на улицах нашего города? Сейчас мы с вами поиграем, я буду бросать мяч, а вы должны сказать, как они называются.
Дидактическая игра: «Назови правильно».
-Как называется здание, в котором учатся дети?
-Как называется здание, в которое дети приходят утром, занимаются, играют, а вечером их забирают родители?
-Как называется здание, в котором мы можем купить продукты?
-Как называются здания, в котором живут люди?
-Как называется здание, в котором лечат детей?
-В каком здании мы можем оправить письмо или посылку?
-Как называется здание, в котором продаются лекарства?
-Как называется здание, в котором проходят концерты?
Воспитатель.
Словесная игра : «Продолжи предложение».
-А теперь продолжите предложение.
Например: Я пойду в рощу …. чтобы подышать свежим воздухом.
Я пойду в кинотеатр….
Я пойду в библиотеку….
Я пойду в музыкальную школу…
Я пойду во Дворец спорта…
Я пойду в банк…
Я пойду в кафе….
Я пойду в парикмахерскую….
Воспитатель.
-Ребята, а еще наш город знаменит своими предприятиями, которые производят разную продукцию, известную во всей стране. Я приготовила продукцию некоторых из них, буду вам ее показывать, а вы скажете, где это производят.
Дидактическая игра : «Какие предприятия есть в нашем городе».
Воспитатель по очереди показывает предметы, дети отвечают, где это производят.
-Кирпич (Кирпичный завод)
-Хлеб (Хлебозавод)
-Картонная коробка (Картонная фабрика)
-Гардинное полотно (Гардинная фабрика)
-Фартук (Швейная фабрика)
Воспитатель.
-Ребята, вот в таком замечательном, маленьком, уютном городе мы с вами живем.
Давайте еще раз посмотрим какой красивый наш город Моздок.
Видеопрезентация о Моздоке под песню «Моздокский вальс».
Игра : «Пожелания любимому городу».
Воспитатель:
-Ребята, совсем скоро наш город будет отмечать свой День рождения, свое 255-летие. Я хочу, чтобы каждый из вас сказал свое пожелание любимому городу.
(у каждого ребенка в руках сердечко, сказав пожелание, он прикрепляет его к дубу).
-В день Рождения принято дарить подарки, и мы с детьми приготовили альбом с рисунками «Я люблю мой город».
8-я страница книги.
Молодцы ребята!
Вы справились с заданиями
И блеснули знаниями
Спасибо, ребята огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
А знания точно уж вам пригодились.
Итог.
-Ребята, вам понравилось путешествовать по нашему городу? Что понравилось больше всего? Любите свой город, не сорите, берегите природу и тогда наш город с каждым годом будет становиться все лучше и лучше, а вы вырастите достойными гражданами своего города.