Бухарева Лидия Анатольевна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В. А. Сухомлинский.
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых важных. Мы живем в XXI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высочайших технологий, веке стремительного ритма жизни и экологических кризисов, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее значимой.
Сегодня по всей России идет реализация приоритетного национального проекта
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
«Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от педагога не только высокой профессиональной компетентности, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, профилактика заболеваний и увеличение двигательной активности. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста я применяю следующие здоровьесберегающие технологии :
-технологии стимулирования и сохранения — здоровья- это технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его двигательной активности.
К данным технологиям относятся :
динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация, бодрящая гимнастика.
Обязательным моментом на НОД является физкультминутка. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений: ходьба, бег, прыжки, пластику рук, туловища. Проводя физкультминутки, я обязательно учитываю специфику НОД. Перечислю физкультминутки, которые я использую на НОД :
• танцевальные упражнения
• двигательные действия и задания (загадываю загадку, а дети иммитируют движение)
• развивающие игры («запомни движение и повтори»)
• креативные движения (например, мячом можно «рисовать», фантазировать, на что похожа скакалка и т. д)
• пантомимическая гимнастика (подражательные действия невербальных сигналов).
Дети должны передать в движении эмоциональное состояние героя, например, кошка спит, умывается и т. д.
В состав физкультминуток включаю простые упражнения для глаз, например, рассматриваем предметы близко и далеко, смотрим в окно. Расставляю яркие игрушки на разной высоте, для того, чтобы дети находили их глазами.
В перерывах между занятиями провожу двигательную разминку. Её цель — предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, с небольшим количеством правил.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями провожу гимнастику после сна. Дети постепенно просыпаются и, лежа в постели, выполняют 5 — 6 упражнений общеразвивающего воздействия. После выполнения упражнений, дети встают на массажные коврики и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба и бег на месте). Мелочей в организации оздоровительной работе нет, в группе она продолжается в течение дня. Ребята с удовольствием собирают различные мелкие предметы пальчиками ног, осваивают необычное рисование, позволяющее регулировать ловкость пальцев и тонус мышц ног.
После дневного сна провожу дыхательную гимнастику, с помощью которой учу детей правильно дышать, а значит в какой -то мере, дыхательная гимнастика оберегает от простудных заболеваний.
Большое место в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми занимает игра. Подвижные игры способствуют улучшению физического развития, способностей детей, воспитанию положительных морально — волевых качеств, создают благоприятные условия для дружеских взаимоотношений в коллективе. Отличительная черта подвижной игры ее эмоциональность. Положительный эмоциональный настрой является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям.
-Технологии обучения здоровому образу жизни. Цель этих технологий - развитие физических качеств и становление физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Данный вид технологий включает в себя :
- НОД образовательные области: «Физическая культура», «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни». Занятия проводятся в игровой форме, носят интегрированный характер. Детям даю представления об индивидуальности человеческого организма, знакомлю со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Подвожу детей к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека. Широко использую такие формы проведения НОД как: экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, театрализованные сказки, викторины;
- коммуникативные игры, к которым относятся- беседы, этюды, игры разной степени подвижности;
- самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на НОД. Стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия.
- точечный самомассаж регулирует деятельность внутренних органов, повышает защитные силы организма в целом.
- Коррекционные технологии направлены на обеспечение психического и социального здоровья ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника.
Это такие технологии как :
- сказкотерапия использую для психотерапевтической и развивающей работы. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении;
-арт-терапия –технология воздействия цветом - правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка,
- песочнотерапия является одной из форм арт-терапии, от других форм этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений.
- технология музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Музыка - это лекарство, которое дети слушают. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.
-артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
-психогимнастика способствует формированию положительного образа тела, что, в свою очередь, ведет к самопринятию, повышению у ребенка уверенности в себе, эмоциональной устойчивости. Игровые психогимнастические упражнения доставляют дошкольникам массу удовольствия : включают в работу фантазию, поднимают на - строение, проявляют детские артистичные способности.
Реализацию этих технологий осуществляю в разных формах организации педагогического процесса: на НОД и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия взрослого ребенком. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей в нашем обществе, но если научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально и духовно.