Елена Повалихина
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Повалихина Елена Анатольевна
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны детей и подростков Научного центра здоровья РАМП, за последнее десятилетие число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% среди контингента детей поступающих в школу.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Миссия ДОУ – адаптировать растущего человека и само учреждение к быстро меняющейся и осложняющейся социологической среде, оказать гуманистическое воздействие на происходящие негативные изменения в обществе и системе образования.
В настоящее время здоровьесберегающие технологии внедряются во все сферы ДОУ.
В нашем детском саду с нарушением речи и ослабленным здоровьем особенно необходимо заниматься оздоровлением детей.
Колоссальный потенциал для оздоровления детей заложен в музыке. Музыка воздействует на все сферы жизнедеятельности.
«Без дыхания – нет жизни»
От правильного дыхания в значительной степени зависит здоровье детей. На музыкальных занятиях я учу детей правильно дышать, следить за осанкой. Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы (понюхать цветок; попыхтеть как паровоз) и раздаточный материал (перышки, снежинки, бабочки и т. д.). Правильное дыхание приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Использование дыхательной гимнастики приносит ощутимый результат в понижении заболеваний детей.
Вокалотерапия.
Пение – идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы – ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в лёгких возникает вибрация, в свою очередь влияющая на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Голос-это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях - это бережное отношение к голосу ребёнка. Я учу детей петь свободно и легко, их голос развивается и укрепляется. Особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.
Музыкотерапия.
В лечебных целях музыку применяют с давних времен. Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены широчайшие возможности общения. Я использую классическую музыку в целях музыкальной терапии на занятиях. Для того, чтобы музыка подействовала на детей наилучшим образом, их необходимо настроить. Надо сесть в удобной позе и сосредоточиться на звуках музыки. Использую активные формы слушания с просмотром репродукций и стихотворной формой. «Слушать музыку – это большое искусство, которому надо учиться»
Танцетерапия.
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно-психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.
На здоровье также влияют игра и фольклор, сказка и праздник. На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развивать ум ребенка, обучить го и сохранить детство.
Большое лечебное оздоровительное воздействие на детей с нарушением речи оказывают занятия по логопедической ритмике. Такой вид деятельности укрепляет у детей костно-мышечный аппарат, развивает дыхание, моторные функции, воспитывает правильную осанку, походку, грацию движений, способствует формированию дыхательных навыков и умений, пространственных представлений и способности передвижений в пространстве относительно других детей и предметов, развитию силы, ловкости, выносливости.
Также на логопедической ритмике воспитываем речевые и неречевые процессы (слуховое внимание, память, координацию движений, музыкального чувства и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности, характера).
Кроме основных видом музыкальной деятельности в логоритмические занятия включаю специальные виды упражнений:
1. Вводные упранения – ходьба,прыжки,спокойная ходьба. С самого начала занятия вводные упражнения дают установку на разнообразный темп движения и речи, поэтому следует направлять внимание детей на руководящую роль музыки.
2. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции проводятся в соответствии с этапами и задачами логопедической работы. Цель упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата.
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями, дети знакомятся с громким и тихим звучанием музыки.
4. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, мотроная.
Совместная работа в контакте с логопедом и воситателем подтверждает необходимость сециального обучения детей дошкольного возраста умелому и уместному использованию жестов и мимики во всех сферах жизни. Основная цель – это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций, снятие страхов и повышение уверенности в себе, самореализация и снятие психоэмоционального напряжения у детей, развитие умения чувствовать настроение, и сопереживать окружающим, создание возможностей и для самовыражения.
Я включаю в логоритмические занятия элементы психогимнастики и аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительных движений, навыков саморасслабления. Подбор музыкальных произведений приобретает особое значение при моделировании настроения. Для моделирования настроения я использую следующую музыку :
- при утомлении и нервном истощении – «Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Огинского;
- при угнетенном меланхолическом настроении – «К радости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта;
- при выраженной раздражительности, гневности – «Хор пилигримов» Р. Волнера, «Сентиментальный вальс» П. Чайковского;
- при снижении сосредоточенности, внимания – «Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана;
- расслабляющее действие оказывают такие классические мелодии, как «Баркаролла» .Чайковского, «Пастораль» Ж. Бизе, Соната до мажор (3 часть) М. Ж. Беклера;
- программа тонизирующего действия реализуется с помощью «Чардаша» Ф. Монти, «Адалита» Г Персела, «Шербургские зонтики» М. Леграна.
Музыкальные произведения подбираю в соответствии с воздействием на те или иные функции, при этом предусматриваю в соответствии с воздействием на те или иные функции, при этом предусматриваю варианты, напрвленные на успокоение (в конце учебной деятельности) и мобилизации (перед деятельностью).
В деятельности с элементами психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Проводя логоритмику и непосредственную деятельность, использую такой дидактический материал, ка пиктограммы. Прослушав музыку, ребенок самостоятельно выкладывает пиктограмму: то выражение лица, которое соответствует эмоциональному характеру данного музыкального произвеедния. Разумеется, занятию предшествует предварительная работа по ознакомлению детей с невербальными средствами общения: мимикой, жестами. Самый доступный язык в этом направлении – язык музыки.
Дети играют в такие музыкально-дидактические игры, как «Кто живет в новом доме?», «Овощи – худышки и толстушки», «Накрми Шарика», «Сладкая конфета», «Холодно – жарко», «Трусливый заяц» и т. д., которые учат их различать разнообразные чувства и настроения: радость, горе, печаль, испуг, страх, обиду, негодование.
Детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать других, изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения).
Я использую в своей работе программу «Здравствуй!» М. Лазарева. это рограмма формирования здоровья детей дошкольного возраста. Пять лет я работала над темой «Музыка в формировании здоровья детей дошкольного возраста», а затем аттестовалась по ней.
Улыбкотерапия
Здоровье детей станет крепче и от моей улыбки, потому что в улыбающесся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А еще у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. «Если видишь лицо без улыбки – улыбнись сам».
Таким образом, здоровьесберегающие технологии в работе – это психолго-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к реализации педагогических проблем плюс постоянное стремление педагога ксамомовершенствованию.