Воробьева Ольга
Использование элементов сенсографики на этапе автоматизации звуков
▼ Скачать +Заказ
Введение поставленных звуков в самостоятельную речь – окончательная цель работы по исправлению нарушенного звукопроизношения у ребенка в детском саду. Неоспоримый факт, что данный процесс длителен и трудоемок. Поэтому идет постоянный поиск новых эффективных технологий по быстрой и прочной автоматизации звуков. Одним из вариантов решения возникшей проблемы стало использование на индивидуальных логопедических занятиях элементов авторской технологии сенсографика.
Публикация «Использование элементов сенсографики на этапе автоматизации звуков» размещена в разделах
Сенсографика – это уникальная педагогическая технология, разработанная с учётом возрастных и психофизиологических особенностей детей, включающая в себя целостное и всестороннее освоение пространства на сенсорном и сенсомоторном уровнях, а также ритмичное рисование линий и графических форм, при которых рисунок как результат не несёт в себе исключительной цели.
Использование продуктивных методов имеет особое значение в работе с детьми, имеющими нарушения речи, при этом наиболее распространена в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста изобразительная деятельность.
Использование элементов сенсографики позволит решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать глазодвигательные функции;
• формировать графомоторные навыки;
• формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
• оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кинестетического, зрительного анализаторов;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей.
Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:
• чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
• расположение материала вблизи и вдали,
• частая смена динамических поз,
• работа в движении.
Игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков предназначены в основном для автоматизации изолированных звуков, хотя большинство из них можно использовать для закрепления звуков в слогах и словах.
“Звуковые и слоговые дорожки”
На горизонтальной (стол) или вертикальной (стена) поверхности прикрепляются готовые схемы либо рисуются самим ребенком по ходу упражнения: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, и произносит звук длительно, коротко или отрывисто.
Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам» : слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору» : в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.
“Лабиринт”
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами, проговаривая звук. Можно использовать готовые картинки по ориентировке.
“Говорящий карандаш”
Рисуем, обводим разные линии и тянем звук. В этом и других заданиях, требующих рисования, я использую прозрачные пластиковые папки, в которые вкладываю лист с заданием. Ребенок рисует водным маркером. Таким образом, пособие можно использовать многократно.
“Поющая веревочка”
Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки) по нарисованной линии, тянем звук.
“Ступеньки”
Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.
Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Ступеньки или узор выкладывают на коврографе (используем мягкий геометрический конструктор, укрепленном на стене.
«Гром и молнии»
На листе изображены тучи, после произнесения слова ребёнок рисует под каждой тучей молнию. При появлении на поле солнышка он в том же порядке стирает молнии.
«Межполушарные дорожки»
Пройти по лабиринту одновременно двумя руками, произнося нужный звук или слог.
«Зеркальное рисование»
Рисование одновременно обеими руками зеркально-симметричных рисунков.
«Зеркальное рисование на песке»
Нарисовать одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук или слог.
«Графические диктанты»
Выполнив рисунок карандашом, ребенок может еще раз обвести его фломастером с проговариванием заданного звука. Завершить работу- раскрашиванием внутренней части рисунка или заполнением ее буквами изучаемого звука.