Анна Галяутдинова
Планирование «Трудовая деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Титульный лист
2. Трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Трудовая деятельность. Планирование
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
ВИДЫ
3. Самообслуживание
2-3 года ранний возраст1мл. гр.
Продолжать формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время
раздевания, одевания, умывания, еды). В процессе одевания и раздевания направлять внимание на последовательность действий. Приучать к опрятности.
3-4 года 2мл. гр.
• Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности: надевать и снимать одежду, складывать, вешать, расстегивать, застегивать пуговицы и прочие застежки.
• Учатся замечать непорядок в своем внешнем виде (мыть руки и лицо, вовремя пользоваться носовым платком и пр.).
4-5 лет средняя гр.
• Продолжают учиться самостоятельно одеваться и раздеваться.
• Стараются быть всегда аккуратными и опрятными. Учатся чистить свою одежду щеткой.
• Не забывают просушивать варежки, одежду, обувь (по необходимости).
• Учатся умываться, чистить зубы.
• Учатся подготавливать и убирать рабочее место.
5-7 лет старший возраст
• Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться.
Аккуратно хранят свою одежду и обувь, приводят ее в порядок.
• Любят быть опрятными. Помогают другим замечать и устранять непорядок во внешнем виде. Берегут личные вещи.
• Стирают свои мелкие вещи (носовой платок, носки, трусики).
• Умеют умываться, правильно чистить зубы, мыть ноги и тело. Убирают свою постель.
• Умеют самостоятельно подготавливать и аккуратно убирать рабочее место.
4 слайд. Хозяйственно-бытовой труд
2-3 года
Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.
Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Учить совместно со
взрослым и под его контролем перед едой ставить хлебницы (без хлеба) и салфетницы.
Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. Обращать их внимание на то,
что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. Поддерживать желание помогать взрослым.
3-4 года
• Старательно выполняют поручения (убрать игрушки, пособия после занятий; собрать листочки и пр.)
• Приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя. Помогают взрослым, уважительно относятся к их труду.
• Учатся дежурить по столовой (расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки).
4-5 лет
• Приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке (мыть, протирать, убирать игрушки, инвентарь, различные пособия).
• Стараются помогать взрослым в уборке помещений и участка, в стирке, ремонте пособий, книг, игрушек.
• Учатся самостоятельно дежурить по столовой, выполнять обязанности по подготовке материалов к занятиям.
• Уважительно относятся к труду, к тем, кто трудится, к результатам их труда.
5-7 лет
• Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке (самостоятельно мыть, протирать, расставлять, раскладывать игрушки, пособия).
• Выполняют обязанности дежурных.
• Самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок.
• Занимаются стиркой.
• Стараются помогать малышам.
• Уважают тех, кто трудится, и бережно относятся к результатам их труда.
5. Труд в природе
2-3 года
В помещении и на участке наблюдать, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит).
Поощрять детей к совместным со взрослым действиям по уходу за объектами природы.
3-4 года
• Проявляют интерес к жизни растений и животных. Любят помогать взрослым ухаживать за ними.
• Учатся поливать растения, сажать лук, сеять крупные семена, поливать грядки,собирать урожай овощей.
6 4-5 лет
• Любят наблюдать за жизнью растений и животных;
Детям не разрешается самостоятельно в отсутствие взрослого ухаживать зарастениями и животными (хомячками, морскими, свинками, кроликами и пр.). Взрослые моют поддоны, кормушки, поилки
и устанавливают их в клетках. проявляют заботу о них; протестуют против неправильного обращения с ними.
• Умеют самостоятельно поливать растения, помогают воспитателям кормить птиц, животных (насыпать, раскладывать корм в кормушки, наполнять поилки).
• Помогают воспитателям пересаживать комнатные растения, выращивать зелень для корма птиц и животных, наполнять свежей водой аквариум, мыть камушки и пр.
5-7 лет
• Любят трудиться вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеять семена, поливать растения, срезать цветы для букетов, собирать урожай).
• Учатся очищать, мыть и убирать инвентарь.
• Любят все живое; с интересом наблюдают за жизнью растений и животных и заботятся о них, протестуют против неправильного обращения с растениями и
животными и встают на их защиту.
• Умеют перекапывать грядки, окучивать, подвязывать, пропалывать растения, обкапывать кусты, поливать, опрыскивать, собирать урожай, выкапывать луковицы и клубни цветов. С помощью взрослого высевают семена, сажают корнеплоды, выращивают и вы-саживают рассаду; занимаются черенкованием растений, пересадкой из грунта в горшки.
• Умеют мыть, нарезать, раскладывать корм для животных, собирают плоды и семена для подкормки птиц, не забывают кормить зимующих птиц.
• Следят за чистотой и хранением инвентаря.
7 Ручной и художественный труд
3-4 года
• Помогают воспитателю подклеивать книги, коробки (намазывать клейстером, придерживать для лучшего склеивания).
• Любят рассматривать природный материал (листья, шишки, камушки и пр.); сортировать его по виду, цвету, величине, форме.
4-5 лет
• Вместе с воспитателем занимаются ремонтом книг, коробок, атрибутов, игрушек.
• Сортируют природный материал, раскладывают по коробкам. Учатся тонировать бумагу для рисунков, аппликаций.
5-7 лет
8. слайд
• Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).
• Пришивают петли к новым полотенцам, халатам,одежде кукол и своей одежде.
• Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.
• Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.
• Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).
9 слайд
Дежурства
Дежурство в ДОО — это форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение работы, направленной на обслуживание всего коллектива.
Основная цель дежурств — формирование у детей ответственного отношения за порученное им дело, развитие стремления работать на пользу коллектива, установление привычки к систематическому выполнению своих обязанностей
7. Виды дежурства
Количество детей-дежурных может быть различно: пара – дежурство на группу или 1 дежурный на каждый стол.
Смена дежурных – ежедневная, 1 раз в 2 -3 дня, 1 раз в неделю. Чем старше дети, тем более длительным может быть дежурство. При назначении дежурных нужно учитывать навыки детей. Дежурные, работая вместе, обслуживают всю группу. При такой организации дети ставятся в новые условия, к ним предъявляются более сложные требования: согласовать свою работу с работой товарища. Отвечать вместе по результатам, справедливо распределять работу между собой.
10 слайд В ДОО выделяют три вида дежурства:
.Дежурство по столовой. Во второй младшей группе дети помогают помощнику воспитателя накрыть на столы. В средней группе дежурных назначают парой, они полностью накрывают столы и помогают убирать со столов. В старшей группе дети самостоятельно готовятся к дежурству, сервируют столы посудой и помогают убирать со столов.
.Дежурство во время учебных занятий. Дети помогают воспитателю как перед, так и после занятий. Перед занятием дежурные узнают, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. По окончании занятия дети убирают со столов всё по местам, в том числе и мусор, вытирают столы.
.Дежурство в уголке природы. В старшей группе вводится этот вид дежурства. Дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, кормят животных, чистят их клетки, ведут календарь погоды.
11 слайд
Рассмотрим виды более подробно. Столовая
Вторая младшая группа Дежурство по столовой вводится во второй младшей группе со второй половины года. Перед ребенком - дежурным ставят только одно условие: помочь помощнику воспитателя накрыть на столы. Ежедневно за каждым столом работает дежурный. Надев фартук и колпачок (косынку, вымыв руки с мылом, ребенок помогает раздавать ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные взрослым на раздаточном столе. Воспитатель или помощник воспитателя раскладывают индивидуальные салфетки, чтобы показать дежурному, кто присутствует.
Средняя группа В средней группе дети продолжают дежурить по столовой, назначается двое дежурных, которые полностью накрывают на столы: раздают индивидуальные салфетки, ложки, вилки, ставят хлебницы, стаканы с салфетками, заранее приготовленные на раздаточном столе. Дежурные сами наполняют стаканы салфетками. Дети (не дежурные) средней группы убирают посуду после еды: каждый ребенок ставит свою тарелку на край стола, относят чашку на раздаточный стол. Убирать посуду, кроме чашек (дети сами их относят) должен взрослый! Дежурные убирают со стола хлебницы, стаканы с салфетками, а няня – сложенные стопкой тарелки, ложки, вилки.
Старшая группа Старшая группа на дежурство по столовой назначается так же по два ребёнка. Дежурные заходят пораньше (быстро переодеваются, моют руки, надевают фартуки, косынки или колпачки и полностью сервируют стол посудой, заранее приготовленной помощником воспитателя на раздаточном столе, в соответствии с числом детей. Процесс обязательно контролируется взрослым. Частично дети убирают каждый сам за собой. Каждый ребёнок после еды отодвигает свою тарелку на край стола, чашку относит на раздаточный стол, как и в средней группе. При этом важно понаблюдать, чтобы дети не задерживались возле раздаточного стола и не создавали беспорядка.
Дети не должны носить посуду в мойку. Дежурные должны после еды убрать салфетницы, хлебницы, помочь убрать ложки и вилки и смести крошки со столов, для этого должен быть специальные совок и щётка. При этом дети не должны надолго задерживаться, чтобы лечь спать вместе с другими детьми. Дети благодарят дежурных за оказанную помощь. Дежурные должны накрывать на стол в соответствии с меню, которое должно быть им известно от воспитателя (ставятся, например, салатницы). Воспитатель проверяет выполнение дежурными их работы, делает соответствующую оценку и привлекает к ней детей. Дежурные сами или с помощью воспитателя распределяют, кто и что будет делать. Воспитатель обращается к ним как к своим помощникам, учит их выполнять задание ловко, экономными приёмами, подбадривает неумелых, одобряет инициативу и старательность.
12 слайд
Дежурства на занятиях. Во второй половине года в средней группе вводится дежурство по занятиям (разложить кисточки, поставить баночки с клейстером, постелить индивидуальные салфетки и т. д., так же помогают убрать материал после занятий. Воспитатель разъясняет, что работа дежурных необходима, что дети должны помогать взрослым в их работе, опирается на положительные примеры поведения детей в труде.
В старшей группе перед занятием дежурные должны узнать, какие материалы будут нужны, помогают раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал, помочь стереть пыль, расставить стульчики. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчёркивает её важность, у детей растёт ответственность за выполнение порученного дела.
13 слайд
У детей старшего возраста имеется ещё один вид дежурства – дежурство в центре природы (начинается с начала года). Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а также с условиями содержания этих растений.
Когда воспитатель переходит к организации общего труда дежурных, он объединяет детей в пары. Зачастую воспитатели объединяют детей в пары по принципу «умелый с неумелым». Но это не всегда даёт положительный результат. В старших группах у детей проявляется избирательное отношение друг к другу и это следует учитывать, поручая им дежурить вместе. Воспитателю важно продумать содержание труда дежурных, с тем, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным и необходимым для коллектива. Воспитатель обращается к дежурным как к своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приёмы. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относиться с уважением к их труду. Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчёркивает их важность, у детей растёт ответственность за выполнение порученного дела. Этому способствуют и беседы на тему «Как мы дежурим».
14 слайд
Время от времени воспитатель отмечает растущие умения детей, обсуждает с ними, что они ещё могут делать; в беседе он особенно выделяет случаи проявления доброжелательного отношения к сверстникам, желания помочь помощнику воспитателю. Очень важно, чтобы и помощник воспитателя опиралась в своей работе на помощь детей, была терпелива к их неуверенным движениям и медленному темпу деятельности. Она может оказать большую помощь педагогу в обучении детей необходимым умениям.