Гаджиева Амалия
«Подарок для слона». Конспект ОД по чтению художественной литературы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности воспитателя с детьми
Воспитатель: Гаджиева Амалия Гаджиевна
Образовательная область – «Познавательное развитие».
Тема: «Подарок для слона»
Программа: Образовательная программа МАДОУ
Характеристика группы: старшая группа
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Бромлей «Снег», Е. Трутнева «Первый снег», М. Познанский «Снег идет», В. Архангельская «Летят снежинки - пушинки», И. Суриков «Зима», Е. Прошак «Зима»; рассматривание иллюстраций, наблюдение за снегом, опыты с водой и снегом ; дидактические игры «Круглый год», «Составь картинку», «Когда это бывает».
Оборудование: игрушка-смайлик, аудиозапись «Голос слона», колонка портативная, мольберт, картины для составления схемы к стихотворению, схема, картофельный крахмал, пена для бритья, тарелки и ложки по количеству детей, большая емкость для сбора искусственного снега, коробочка-посылка.
Цель: Закрепить и обобщить знания детей о зимнем времени года.
Задачи образовательной деятельности:
Обучающие
Систематизировать знания детей о характерных признаках зимы, о разнообразии игр и развлечений в зимний период;
Учить составлять схему к содержанию стихотворения;
Активизировать и обогащать словарь по данной теме.
Развивающие
Формировать навык читать стихи выразительно ;
Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память.
Воспитательные
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательность в общении друг с другом, желание помочь.
Планируемые достижения результатов образовательной деятельности
-Обобщение знаний по теме «Зима»;
-Повышение познавательной активности;
-Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
-Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умения слушать товарища
Этапы НОД
Вводная часть: проблемная ситуация: помочь слону узнать о зиме и снеге.
Основная часть: поиск решений и выполнение заданий;
Заключительная часть: рефлексия
Методы, приёмы: словесные, игровые, наглядные, проблемная ситуация, технология ТРИЗ.
Деятельность воспитанников: ответы на вопросы, поиск вариантов решений для решения проблемной ситуации, работа по составлению схемы методом ТРИЗ, опытническая деятельность
«ПОДАРОК ДЛЯ СЛОНА»
Ход образовательной деятельности
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. А делать это мы будем не обычным образом, а говоря друг другу что-то хорошее и доброе! Сейчас мы с вами будем передавать наш веселый смайлик, соседу справа, говоря, что вам в нем нравится.
Дети встают в круг и передают смайлик друг другу.
- Мне, Тимофей, в тебе нравится, что ты такой добрый и т. д.
Когда смайлик доходит до воспитателя, слышится телефонный звонок.
Воспитатель: – Ребята, у меня зазвонил телефон. Кто говорит?
Аудиозапись «Голос слона»
(Слон! Ребята, у меня беда,
Я не знаю, что такое зима.
Я даже снега не видел никогда!
А вы мне, пожалуйста, помогите да про зиму расскажите)
Воспитатель: – Ничего себе звонок! Ну что, ребята, поможем слону узнать про зиму?
Д. – Да, поможем!
Воспитатель: – Дети, а мне в вас нравится то, что вы очень добрые и всегда готовы прийти на помощь. Тогда за дело! Давайте присядем на стульчики.
Основная часть:
Воспитатель: -Ребята, чтобы объяснить слону, что такое зима, предлагаю вспомнить, какие изменения происходят в природе с приходом зимы.
Ответы детей: Погода становится холоднее, дни становятся короче, а ночи длиннее, выпадает снег, птицы улетают на юг, некоторые звери впадают в спячку, ветер и воздух становятся холодными, на окнах появляются узоры, пруды замерзают, солнце не греет и т. д.
Воспитатель: – Ребята, какие же вы молодцы! Вы так много интересного рассказали о зиме. А ещё о зиме красиво говорят наши поэты. Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте:
«Зима»
Зима спускалась к нам с небес,
Мешок большой несла чудес:
Снегурочку из сказки,
И лыжи, и салазки,
И ёлку, и игрушки
И снег в большой кадушке.
Для речек – гладкий лёд,
Для деток – Новый год.
(Ирина Гурина)
Воспитатель: – Дети, о чём говорится в стихотворении?
Дети: – О зиме! О чудесах!
Воспитатель: – О каких чудесах идет речь?
Дети: – О Снегурочке, елке, игрушках и тд.
Воспитатель: – Молодцы! Как много интересного мы смогли узнать из этого стихотворения. А как вы думаете, нашему слону такое стихотворение понравилось бы?
Дети: – Да!
Воспитатель: – Ребята, а у меня есть отличная идея! Давайте мы отправим его слону (пауза, задуматься) но есть проблема как! Как вы думаете, какая?
(ответы детей, наводящие вопросы,подвести, что слон не умеет читать, и как же нам быть?
Дети дают различные ответы на тему отправки письма слону (аудио или видео письмо, нарисовать и т. п.)
Воспитатель: – А вот я хочу предложить отправить это стихотворение в виде картинок! Сейчас я буду читать строчки из стихотворения, а вам нужно будет подобрать подходящие картинки и поместить их на доску. Договорились?
На мольберте подготовлена схема, а на ней разложены картинки для схемы и 3-4 лишние, чтоб дети могли выбирать среди них нужные картинки.
Дети выполняют задание и повторяют стих с воспитателем.
Воспитатель: – Прекрасно! У вас все получилось! Теперь наш слон точно сможет порадоваться такому красивому стихотворению, а также много интересного узнать о зиме!
Воспитатель: – Ребята, вы так хорошо постарались, пора немного и отдохнуть. Я вам предлагаю поиграть в игру!
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь, (шагаем вместе)
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (присели)
Тронет руку, тронет нос, (показать руку на нос)
Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть (прыжки на месте)
1, 2, 3, 4, 5 (загибание пальцев)
Мы во двор пошли гулять, (шаги на месте)
Бабу снежную лепили, (имитирование лепки комов)
Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу катались, (переворачивание ладоней)
Все в снегу домой пришли, (отряхивание от снега)
Съели суп, и спать легли (едим воображаемый суп)
После разминки дети снова садятся на стульчики.
Воспитатель: – Зимой здорово! Ребята, а вы любите это время года? Почему? Я люблю зиму, потому что зимой выпадает снег! Можно играть в снежки, валяться в снегу! Значит вам нравится играть со снегом? А снег, он какой?
Дети: – Он пушистый, легкий, искристый, липкий, холодный, белый. Из него можно лепить снеговика, строить горки.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нам очень повезло, что у нас выпадает снег. А вот слона мне жалко, что он даже не знает, что такое снег. Вот поэтому я подумала, может, мы отправим ему немного снега по почте!
Дети отвечают, делают выводы, что снег при отправке растает и превратится в воду.
Воспитатель: – А я знаю способ, как сделать искусственный снег, который не растает и доедет до слона. Давайте, пройдем за стол и вместе сделаем в подарок снег для слона.
Опыт «Искусственный снег»
Дети встают вокруг стола. На столе лежат небольшие тарелочки, ложки, картофельный крахмал, пена для бритья, салфетки. Воспитатель предлагает детям насыпать в тарелочки по 4 ложки крахмала и выдавить на нее пену. Затем дети аккуратно смешивают массу до рассыпчатого состояния. Воспитатель задает детям вопросы о структуре получившейся массы, о схожести или отличии от настоящего снега. Дети все-таки приходят к выводу, что искусственный снег отличается от настоящего. Воспитатель предлагает собрать весь снег в общую посуду, чтобы можно было отправить слону. Дети высыпают снег из своих тарелочек в большую миску
Воспитатель: - А как вы думаете, все-таки хорошо, что у нас есть настоящий снег или нет?
Дети обсуждают и говорят свои ответы.
Воспитатель: – Ребята, а вы знаете, что настоящий снег может быть полезен, а может быть и вреден. А давайте мы с вами на эту тему порассуждаем! Поделимся на 2 команды!
Воспитатель выносит корзину, и дети вытягивают карточки разного цвета.
Воспитатель: Дети с синими карточками будут в одной команде, а с желтыми карточками в другой команде.
На нашем мольберте висит лист с обозначением для 2-х команд. Сейчас команда синих будут нам рассказывать о пользе снега и ставить знак «+», а команда желтых расскажут о вреде снега и ставить знак «-».
Дети говорят свои ответы и ставят нужные знаки в своих столбцах.
Заключительная часть:
Воспитатель: – Какие вы умнички! Замечательно выполнили задание! А теперь давайте с вами вспомним, чем же мы свами сегодня занимались. Кто нас попросил о помощи? О чем нас попросил слон? Как мы рассказали слону о зиме? А как мы решили проблему со снегом? Ребята, а что вам сегодня больше всего понравилось? А что вам не понравилось?
Ответы детей.
-Молодцы ребята! Итак, наше письмо и подарочек готовы! Осталось собрать все в посылку. Как вы думаете, слон обрадуется такому подарку? У меня и коробочка подходящая есть, куда мы сможем все сложить и отправить! Воспитатель высыпает в коробочку снег и туда же складывает стихотворение о зиме в виде картины.
Воспитатель: - А сейчас я вам предлагаю украсить ее по вашему желанию.
Дети начинают заниматься свободной деятельностью, оформлением коробочки по желанию.