Ирина Гурова
Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков
Формирование произношения – одно из направлений логопедической работы. А автоматизация звука – это один из важнейших этапов работы над произношением.
Процесс автоматизации заключается в тренировочных упражнениях, суть которых в проговаривании специально подобранного речевого материала – слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Публикация «Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков» размещена в разделах
В процессе автоматизации происходит выработка нового, правильного речевого навыка. Необходимо помочь ребёнку закрепить новый навык в речи и затормозить и забыть неправильное произношение. В работе с многими детьми, имеющими сложные нарушения речи, это долгая и трудная работа, требующая серьёзных усилий как самого ребёнка, так и всех окружающих его взрослых. Длительность работы по автоматизации звуков с разными детьми может значительно отличаться.
У некоторых детей этот процесс может длиться даже несколько месяцев и более. Причин этого может быть несколько: сложности артикуляции, фонематические нарушения, сниженное внимание к собственной речи, отсутствие самоконтроля, недостаточное внимание к проблеме со стороны родителей.
Звук можно считать автоматизированным тогда, когда ребёнок произносит его, не задумываясь, в разных ситуациях и условиях.
Занятия по автоматизации звуков не должны сводиться к простому проговариванию слогов, слов, предложений. Для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности, конечно же, целесообразно использовать игровые приемы.
Предлагаю вашему вниманию игровые приёмы с использованием нестандартного материала для автоматизации звуков.
Настольный коврик
Такой настольный коврик можно купить в хозяйственном магазине или в магазине канцелярский товаров. С ним мы играли в игру «Следопыт».
Игра «Следопыт»
Ребёнку предлагается, например, найти все предметы, имеющие в названии определённый звук. При этом можно закрывать их камешками или другими мелкими предметами (крышками, составляя предложение, например, «Под крышкой гора». Вот какие предметы мы нашли, имеющие в названиях [р] и [р’]: дорога (трасса, тропинка, заправка, трава, горы, крыльцо, чердак, крыша, труба, забор, рамы, пароход, озеро, шар, кустарник, ромашки, корзина, рога, узор, струи (воды, переход, рельсы, грибы, дерево, двери, кресла. А вот предметы, имеющие в названиях [л] и [л’]: школа, балкон, яблоня, яблоки, ствол, стёкла (в окнах, волны, ёлка, ель, колесо (обозрения, колёса (у поезда, лиса, олень, пальмы, пляж и др.
Салфетка для сервировки стола
Сейчас выпускаются разнообразные салфетки, которые можно применять как готовое методическое пособие для работы с детьми. Эту салфетку, и, соответственно, игру я назвала «Котики сладкоежки».
Игра «Котики сладкоежки»
С её помощью мы автоматизировали звук [р] в словах с закрытым слогом в середине слова. Соответственно этому были даны клички котикам: Мурзик, Мурка, Барсик, Марсик, Зефир. Можно дополнительно поиграть в игру «Найди пару». Также к игре были подобраны картинки: арбуз, горка, кирпич, перчатки, карта, фартук, морж, тёрка, гармошка, картина. Котиков мы прятали за разные предметы, и составляли предложения с предлогом «за». Кто где? Кто за чем? Барсик сидит за горкой. Мурка лежит за кирпичом и т. д. Дети передвигают картинку, поворачивая круг, и составляют предложения. Можно также предложить запомнить, кто где и составить предложения по памяти. Дети любят самостоятельно придумывать условия игры. Так, например, они меняют картинки местами и рассказывают, кто кому что дал. Также рассуждают о том, что котики будут делать с этими предметами: «Марсик будет играть на гармошке». «Барсик построит дом из кирпичей». «Мурка будет дружить с моржом» и т. д.
Решётки (коврики) для раковины
Игровое упражнение «Кто спрятан? Что спрятано?»
Такие решётки можно использовать для зашумления изображений и проговаривания соответствующих слов. Метод зашумления используется в коррекционной педагогике для развития у детей зрительного гнозиса, профилактики оптической дисграфии. Под ковриком располагается одна картинка или даже несколько. Дети узнают изображение и произносят слова. Так, например, под этими двумя ковриками находятся радуга, барабан, сорока, корова, тигр, арбуз, роза, рыба.
Для того, чтобы усложнить задание, можно спрятать картинки сразу под два коврика. Дети с увлечением угадывают изображения!
Игра «Прыгаем, шагаем – картинки называем»
Это ещё один вариант использования решёток (ковриков) для раковин. Автоматизация звуков в движении проходит весело и интересно. Вариантов таких игр множество. Например, можно предложить ребёнку шагать по коврикам-«кочкам» и называть слова по картинкам.
Картинки можно располагать слева и справа. Если картинка справа, то ребёнок наступает на «кочку» правой ногой, если слева, то левой. А если картинки и слева, и справа, то ребёнок может прыгать и составлять сложносочинённое предложение, например, «Справа роза, а слева робот» и т. д.
Также можно называть картинку столько раз, сколько мелких предметов, например, звёздочек, лежит рядом.
Коврики и картинки можно по-разному располагать, и таким образом, менять задание. Например, если коврики расположить в форме круга и внутрь положить несколько картинок или предметов, то ребёнка можно попросить перемещаться приставным шагом и составлять предложения: «В круге рыба. В круге пирамидка.» и т. п.
Мухобойки
В хозяйственном магазине продаются мухобойки в форме разноцветных мишек.
Ручки аккуратно срезаем ножницами – они нам пригодятся в игре.
А мишек тоже очень интересно использовать для зашумления картинок (они с мелкими отверстиями в виде сеточки). С целью автоматизации, например, звука [ш], целесообразно спрятать за них картинки, имеющие в названии этот звук и спросить: «Что спрятали мишки?» или «Что у мишки?» В ответе – предложение: «Мишка прячет (спрятал) карандаш». «У мишки карандаш». «Мишка спрятал хлопушку» и т. п.
Отрезанные от мухобойки ручки (4 цвета) удобно использовать для игры «Волшебная палочка». Кроме автоматизации звука в такой игре происходит закрепление согласования прилагательного с существительным в роде, развитие мышления и воображения.
«Волшебная палочка» (1 вариант).
Итак, ребёнок становится волшебником. Взмахнув красной палочкой, он превращает все предметы в предметы красного цвета и составляет словосочетания: «красная картина, красная коробка, красный диван, красное покрывало…». А взмахнув жёлтой палочкой, «волшебник» может сделать в одно мгновение все предметы жёлтыми: «жёлтое стекло, жёлтый стол, жёлтая лампа…» и т. д.
«Волшебная палочка» (2 вариант). Этот вариант предполагает ещё и развитие фонематических представлений. «Волшебник» ищет в помещении предметы, имеющие в названии заданный звук, прикасается к ним последовательно, и «перекрашивает» в нужный цвет, составляя при этом словосочетания: «зелёный лимон», «зелёная люстра», «зелёное колесо». В конце игры идёт обсуждение – что на самом деле может быть зелёным, а что нет.
Подставки под горячее
Подставки под горячее в виде арбуза и грейпфрута имеют диаметр 8,5 см. Они раскладываются в ряд на столе и используются для «Игры-чередовалки». Дети последовательно называют расположенные в ряд предметы. При этом можно подключать и движения руками, пальцами, например, при проговаривании слов прикасаться к арбузу ладошкой, а к грейпфруту – кулачком. Возможны разные варианты чередования.
Мыльницы с присосками
Вариантов использования таких мыльниц множество. Например, детям очень интересно прикасаясь к ним, как и в предыдущем игровом упражнении, проговаривать слова. В этом варианте (см. на фото) используются 3 слова (арбуз, роза, барабан) и три движения (ладошка, кулачок, ребро).
Игры и игровые упражнения с нестандартным материалом вызывают большой интерес у детей на занятиях, желание проговаривать слова и фразы с автоматизируемыми звуками. Продолжение следует.