Папки-передвижки

Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков (20 фото)

Ирина Гурова
Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков

Формирование произношения – одно из направлений логопедической работы. А автоматизация звука – это один из важнейших этапов работы над произношением.

Процесс автоматизации заключается в тренировочных упражнениях, суть которых в проговаривании специально подобранного речевого материала – слогов, слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Публикация «Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков» размещена в разделах

В процессе автоматизации происходит выработка нового, правильного речевого навыка. Необходимо помочь ребёнку закрепить новый навык в речи и затормозить и забыть неправильное произношение. В работе с многими детьми, имеющими сложные нарушения речи, это долгая и трудная работа, требующая серьёзных усилий как самого ребёнка, так и всех окружающих его взрослых. Длительность работы по автоматизации звуков с разными детьми может значительно отличаться.

У некоторых детей этот процесс может длиться даже несколько месяцев и более. Причин этого может быть несколько: сложности артикуляции, фонематические нарушения, сниженное внимание к собственной речи, отсутствие самоконтроля, недостаточное внимание к проблеме со стороны родителей.

Звук можно считать автоматизированным тогда, когда ребёнок произносит его, не задумываясь, в разных ситуациях и условиях.

Занятия по автоматизации звуков не должны сводиться к простому проговариванию слогов, слов, предложений. Для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности, конечно же, целесообразно использовать игровые приемы.

Предлагаю вашему вниманию игровые приёмы с использованием нестандартного материала для автоматизации звуков.

Настольный коврик

Такой настольный коврик можно купить в хозяйственном магазине или в магазине канцелярский товаров. С ним мы играли в игру «Следопыт».

Игра «Следопыт»

Ребёнку предлагается, например, найти все предметы, имеющие в названии определённый звук. При этом можно закрывать их камешками или другими мелкими предметами (крышками, составляя предложение, например, «Под крышкой гора». Вот какие предметы мы нашли, имеющие в названиях [р] и [р’]: дорога (трасса, тропинка, заправка, трава, горы, крыльцо, чердак, крыша, труба, забор, рамы, пароход, озеро, шар, кустарник, ромашки, корзина, рога, узор, струи (воды, переход, рельсы, грибы, дерево, двери, кресла. А вот предметы, имеющие в названиях [л] и [л’]: школа, балкон, яблоня, яблоки, ствол, стёкла (в окнах, волны, ёлка, ель, колесо (обозрения, колёса (у поезда, лиса, олень, пальмы, пляж и др.

Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков

Салфетка для сервировки стола

Сейчас выпускаются разнообразные салфетки, которые можно применять как готовое методическое пособие для работы с детьми. Эту салфетку, и, соответственно, игру я назвала «Котики сладкоежки».

Игра «Котики сладкоежки»

С её помощью мы автоматизировали звук [р] в словах с закрытым слогом в середине слова. Соответственно этому были даны клички котикам: Мурзик, Мурка, Барсик, Марсик, Зефир. Можно дополнительно поиграть в игру «Найди пару». Также к игре были подобраны картинки: арбуз, горка, кирпич, перчатки, карта, фартук, морж, тёрка, гармошка, картина. Котиков мы прятали за разные предметы, и составляли предложения с предлогом «за». Кто где? Кто за чем? Барсик сидит за горкой. Мурка лежит за кирпичом и т. д. Дети передвигают картинку, поворачивая круг, и составляют предложения. Можно также предложить запомнить, кто где и составить предложения по памяти. Дети любят самостоятельно придумывать условия игры. Так, например, они меняют картинки местами и рассказывают, кто кому что дал. Также рассуждают о том, что котики будут делать с этими предметами: «Марсик будет играть на гармошке». «Барсик построит дом из кирпичей». «Мурка будет дружить с моржом» и т. д.

Фото №1 Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков Формирование произношения одно из направлений логопедической работы Фото №2 А автоматизация звука это один из важнейших этапов работы над произношением

Решётки (коврики) для раковины

Игровое упражнение «Кто спрятан? Что спрятано?»

Такие решётки можно использовать для зашумления изображений и проговаривания соответствующих слов. Метод зашумления используется в коррекционной педагогике для развития у детей зрительного гнозиса, профилактики оптической дисграфии. Под ковриком располагается одна картинка или даже несколько. Дети узнают изображение и произносят слова. Так, например, под этими двумя ковриками находятся радуга, барабан, сорока, корова, тигр, арбуз, роза, рыба.

Фото №3 Процесс автоматизации заключается в тренировочных упражнениях суть которых в проговаривании специально подобранного речевого материала слогов слов словосочетаний предложений текстов Фото №4 Необходимо помочь ребёнку закрепить новый навык в речи и затормозить и забыть неправильное произношение

Для того, чтобы усложнить задание, можно спрятать картинки сразу под два коврика. Дети с увлечением угадывают изображения!

Фото №5 В работе с многими детьми имеющими сложные нарушения речи это долгая и трудная работа требующая серьёзных усилий как самого ребёнка так и всех окружающих его взрослых

Игра «Прыгаем, шагаем – картинки называем»

Это ещё один вариант использования решёток (ковриков) для раковин. Автоматизация звуков в движении проходит весело и интересно. Вариантов таких игр множество. Например, можно предложить ребёнку шагать по коврикам-«кочкам» и называть слова по картинкам.

Фото №6 Длительность работы по автоматизации звуков с разными детьми может значительно отличаться

Картинки можно располагать слева и справа. Если картинка справа, то ребёнок наступает на «кочку» правой ногой, если слева, то левой. А если картинки и слева, и справа, то ребёнок может прыгать и составлять сложносочинённое предложение, например, «Справа роза, а слева робот» и т. д.

Фото №7 У некоторых детей этот процесс может длиться даже несколько месяцев и более Фото №8 Причин этого может быть несколько сложности артикуляции фонематические нарушения сниженное внимание к собственной речи отсутствие самоконтроля недостаточное внимание к проблеме со стороны родителей

Также можно называть картинку столько раз, сколько мелких предметов, например, звёздочек, лежит рядом.

Фото №9 Звук можно считать автоматизированным тогда когда ребёнок произносит его не задумываясь в разных ситуациях и условиях

Коврики и картинки можно по-разному располагать, и таким образом, менять задание. Например, если коврики расположить в форме круга и внутрь положить несколько картинок или предметов, то ребёнка можно попросить перемещаться приставным шагом и составлять предложения: «В круге рыба. В круге пирамидка.» и т. п.

Фото №10 Занятия по автоматизации звуков не должны сводиться к простому проговариванию слогов слов предложений

Мухобойки

В хозяйственном магазине продаются мухобойки в форме разноцветных мишек.

Фото №11 Для поддержания устойчивого интереса к данному виду деятельности конечно же целесообразно использовать игровые приемы

Ручки аккуратно срезаем ножницами – они нам пригодятся в игре.

Фото №12 Предлагаю вашему вниманию игровые приёмы с использованием нестандартного материала для автоматизации звуков

А мишек тоже очень интересно использовать для зашумления картинок (они с мелкими отверстиями в виде сеточки). С целью автоматизации, например, звука [ш], целесообразно спрятать за них картинки, имеющие в названии этот звук и спросить: «Что спрятали мишки?» или «Что у мишки?» В ответе – предложение: «Мишка прячет (спрятал) карандаш». «У мишки карандаш». «Мишка спрятал хлопушку» и т. п.

Фото №13 Настольный коврик Такой настольный коврик можно купить в хозяйственном магазине или в магазине канцелярский товаров Фото №14 С ним мы играли в игру Следопыт

Отрезанные от мухобойки ручки (4 цвета) удобно использовать для игры «Волшебная палочка». Кроме автоматизации звука в такой игре происходит закрепление согласования прилагательного с существительным в роде, развитие мышления и воображения.

«Волшебная палочка» (1 вариант).

Итак, ребёнок становится волшебником. Взмахнув красной палочкой, он превращает все предметы в предметы красного цвета и составляет словосочетания: «красная картина, красная коробка, красный диван, красное покрывало…». А взмахнув жёлтой палочкой, «волшебник» может сделать в одно мгновение все предметы жёлтыми: «жёлтое стекло, жёлтый стол, жёлтая лампа…» и т. д.

«Волшебная палочка» (2 вариант). Этот вариант предполагает ещё и развитие фонематических представлений. «Волшебник» ищет в помещении предметы, имеющие в названии заданный звук, прикасается к ним последовательно, и «перекрашивает» в нужный цвет, составляя при этом словосочетания: «зелёный лимон», «зелёная люстра», «зелёное колесо». В конце игры идёт обсуждение – что на самом деле может быть зелёным, а что нет.

Подставки под горячее

Подставки под горячее в виде арбуза и грейпфрута имеют диаметр 8,5 см. Они раскладываются в ряд на столе и используются для «Игры-чередовалки». Дети последовательно называют расположенные в ряд предметы. При этом можно подключать и движения руками, пальцами, например, при проговаривании слов прикасаться к арбузу ладошкой, а к грейпфруту – кулачком. Возможны разные варианты чередования.

Фото №15 Игра Следопыт Ребёнку предлагается например найти все предметы имеющие в названии определённый звук Фото №16 При этом можно закрывать их камешками или другими мелкими предметами крышками составляя предложение например Под к р ышкой го р а

Мыльницы с присосками

Вариантов использования таких мыльниц множество. Например, детям очень интересно прикасаясь к ним, как и в предыдущем игровом упражнении, проговаривать слова. В этом варианте (см. на фото) используются 3 слова (арбуз, роза, барабан) и три движения (ладошка, кулачок, ребро).

Фото №17 А вот предметы имеющие в названиях л и л шко л а ба л кон яб л оня яб л оки ство л стёк л а в окнах во л ны ё л ка е ль ко л есо обозрения ко л ёса у поезда л иса о л ень па ль мы п л яж и др Фото №18 Салфетка для сервировки стола Сейчас выпускаются разнообразные салфетки которые можно применять как готовое методическое пособие для работы с детьми Фото №19 Эту салфетку и соответственно игру я назвала Котики сладкоежки

Игры и игровые упражнения с нестандартным материалом вызывают большой интерес у детей на занятиях, желание проговаривать слова и фразы с автоматизируемыми звуками. Продолжение следует.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуковДидактическая игра «Клеточки» для автоматизации звуков Процесс автоматизации звуков часто занимает много времени. Я предлагаю автоматизировать звуки через игру, которая может применяться неоднократно.

Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольникамиИспользование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками Фотоотчёт «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с дошкольниками».Сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Игровые упражнения для автоматизации звуков в словахИгровые упражнения для автоматизации звуков в словах Игровые упражнения для автоматизации звука в словах. Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. После постановки.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Использование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе в детском садуИспользование нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе в детском саду Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым!» В своей физкультурно- оздоровительной.

Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьмиИспользование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми Использование нестандартного спортивного оборудования в индивидуальной работе с детьми «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Логопедические игры для автоматизации звуков у дошкольниковЛогопедические игры для автоматизации звуков у дошкольников .

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Скороговорки и чистоговорки для автоматизации звуков. Часть 2 Картотека. Скороговорки и чистоговорки для автоматизатизации звуков. Часть 2. С З СЬ ЗЬ Са за са за са за за Улетела стрекоза. За са за.

Загадки-добавлялки для автоматизации звуковЗагадки-добавлялки для автоматизации звуков Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложены карточки на загадки Куликовской Т. А. для автоматизации звуков С З Ц Ш Ж Ч Щ Л Р в словах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков
Опубликовано: 28 мая 2022 в 21:55
+446Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нестандартного материала в работе по автоматизации звуков» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Гурова (УИ 335318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 90.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД