Виктория Зайцева
Использование визуального расписания и визуальных подсказок как инновационный метод, направленный на социализацию детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование визуального расписания и визуальных подсказок как инновационный метод, направленный на социализацию детей с ОВЗ
Расстройствами аутистического спектра (РАС) принято считать комплексные нарушения психического развития, характеризующиеся социальной дезадаптацией, неспособностью к общению и социальному взаимодействию, а также стереотипным поведением (многократным повторением однообразных действий).
Публикация «Использование визуального расписания и визуальных подсказок как инновационный метод, направленный на социализацию детей с ОВЗ» размещена в разделах
Расстройство аутистического спектра – самое распространенное в мире нарушение развития. А это значит, что каждый день тысячи семей сталкиваются с этим диагнозом, и им приходится принимать решения, от которых во многом зависит будущее их ребенка.
На сегодняшний день не существует медикаментозного способа «излечения» аутизма. Но это не значит, что ребенку нельзя помочь. Есть современные методы с доказанной эффективностью, которые позволяют развивать коммуникацию и речь, осваивать социальные и академические навыки, учиться играть и общаться со сверстниками.
Специалистам, работающим с дошкольниками, постоянно приходится осваивать современные методы и подходы в работе с детьми ОВЗ. Создавать благоприятные условия, для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющие привлечь и удержать внимание детей, создавать положительный эмоциональный настрой.
Одной из трудностей в работе с детьми ОВЗ это отсутствие речевой коммуникации, так называемые «неречевые дети».
Для большинства детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сильная сторона – хорошее понимание визуальной информации, т. е. дети с РАС понимают то, что они видят лучше, чем то, что они слышат.
Для таких детей характерен визуальный стиль обучения. Применение визуального расписания на занятиях у ребёнка с РАС является эффективным методом который облегчает обучение таких детей, помогает наладить эмоциональный контакт, снижает тревожность и исключает появление нежелательного поведения.
Визуальное расписание.
Визуальное расписание это наглядное отображение того, что произойдет в течении дня, либо во время какого-то одного занятия или события.
Визуальное расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность.
Типы расписаний “Сначала – потом”.
Применение данного метода состоит в следующем – когда вы вы хотите чтобы ребенок выполнил действие, которое не является для него желаемым (съел овощное пюре, почистил зубы, убрал игрушки и т. д., предложите ему после выполнения этого действия приятную для ребенка деятельность (съесть конфету, посмотреть телевизор, поиграть в видеоигру).
Расписание из предметов.
Такое расписание наиболее уместно для людей с очень низкими речевыми навыками или невербальных. Самый простой способ использовать визуальное расписание из предметов — дать ребенку предмет незадолго до перехода к следующему занятию. Ребенок берет предмет и использует его во время следующего занятия. Самое главное при составлении расписании из предметов — определить, какой небольшой предмет может использоваться во время каждого занятия, либо какой предмет может символизировать то или иное событие.
Примеры предметов : (На картинке)
- Играть на улице - синий мяч
- Играть дома - красная машинка.
- Обед - ложка.
-Занятие - кусочек пазла.
-Поход в магазин - пакет для продуктов.
Расписания из рисунков или фотографий.
Рисунки или фотографии располагаются в вертикальную или горизонтальную линию с помощью липкой ленты, магнитов или других приспособлений, отображая последовательность занятий или событий. Ребенок снимает с расписания одну картинку или фотографию, после чего переходит к занятию, которое она символизирует.
Письменное расписание.
Используйте письменное расписание с описанием действий без иллюстраций только с детьми, которые уже научились читать. Когда ребенок только учится читать, вводите промежуточный вариант расписания : с привычными ему изображениями действий и предметов и подписями к ним.
Дети с РАС быстро привыкают к рутине и плохо переносят перемены Это может привести к проблемам в поведении. Используя расписание, можно продемонстрировать, какие изменения в привычном распорядке предстоят. Так можно научить ребенка большей гибкости и принятию изменений, потому что они будут происходить в рамках знакомой рутины, сверки с расписанием.
При внедрении визуальных подсказок в режимные моменты, мы отметили, что дети стали лучше справляться с КГН (одевание, раздевание, мытьё рук).
Кроме того, зрительная поддержка помогает детям с РАС лучше понять и научиться таким навыкам самообслуживания, как чистка зубов, мытье рук, посещение туалета, переодевание. Для этого нужно разбить данные процессы на множество мелких конкретных шагов и представить в виде последовательности картинок.
Таким образом, зрительная поддержка касается не только использования наглядности во время уроков, но и организации пространства, визуализированного расписания, хранения материалов. Использование этих средств значительно облегчает для учащихся усвоение и формирование новых навыков.