Пасечник Наталья Сергеевна
Использование технологии «Ситуация месяца» в экономическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Технология «Ситуация месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения.
Цель: расширение знаний старших дошкольников по финансовой грамотности.
Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца» :
Публикация «Использование технологии „Ситуация месяца“ в экономическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
- Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;
- Учить детей ориентироваться в пространстве и времени;
- Воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
- Формировать умение проявлять инициативу;
- Формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
«Ситуация месяца» способствует расширению кругозора детей, обогащению представлений по экономическому воспитанию дошкольников. Воспитателю в «ситуации месяца» отводится роль организатора, а главные действующие лица «ситуации» – дети и родители. Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной взаимосвязи с родителями. На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи: -кто и как зарабатывает деньги в семье; -как формируется семейный бюджет и т. д. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней.
Для решения образовательных задач по «ситуации месяца» воспитатель организует игровую и продуктивную деятельность, тематические беседы по основам финансовой грамотности, чтение художественной литературы, познавательно-исследовательскую деятельность по экономическому воспитанию детей.
Что же дает детям длительное «проживание»? Повторяя программный материал в течение «Ситуации месяца» в разных вариантах, его усваивают практически все дети.
В результате у детей формируются следующие установки:
- «Ошибаться – не страшно»;
- «Трудности помогают мне стать умнее»;
- «Я имею право чего-то не знать, не уметь»;
- «В затруднении содержится возможность»;
- «Я сумею»;
- «Я умный, хороший!»
Ситуация №1 : Игра – ребенок осваивает и познает мир через игру, поэтому обучение я осуществляла с помощью игр (сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, речевые) — это для дошкольника более доступно и естественно. Эффективно применяла игры при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности.
Дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры - профессии: «Магазин», «Парикмахерская», «Инспектор Гаи». Введение понятия финансовой грамотности через профессии содействует финансовому просвещению и воспитанию детей.
С помощью дидактических, речевых и настольных игр, таких как: «Дополни фразу», «Оплати товар», «Дешевле-дороже», «Миллионер», «Надо и хочу», «Размен», «Что лишнее», «Расход-доход» и т. д. наглядно и плодотворно формируются основы экономического воспитания дошкольника. Вывод: дети с удовольствием, играя, познают финансовую грамотность.
Ситуация №2 : Мастерская – форма организации продуктивной деятельности и в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Ребята с удовольствием занимались «чеканкой монет» (вдавливая монеты в пластилин и с помощью бумаги и карандашей, изготавливали из бумаги оригами – кошелек, а также рисовали монеты и бумажные купюры.
Вывод: дети отлично справились с этими заданиями.
Ситуация №3 : Беседы-обсуждения, чтение (художественная литература, пословицы и поговорки, загадки и сказки по финансовой грамотности) – это одна из форм работы с детьми, которая помогает ребенку закрепить знания по экономическому воспитанию. Провела с детьми следующие беседы: «Труд- основа жизни», «Какие бывают деньги», «Профессии родителей», «Плата за труд» …
Прочитала ребятам художественную литературу: А. Толстой «Буратино», К. Чуковский «Муха-цокотуха», С. Михалков «Как старик корову продавал». Дети с удовольствием отгадывают загадки по экономике. Познакомила их с пословицами и поговорками. А также прочитала им сказки по финансовой грамотности.
Ситуация №4 : Познавательно-исследовательская деятельность. Проводили с ребятами эксперименты! 1) Взвешивали бумажные купюры и монеты – определяли, что легче, а что тяжелее. 2) клали купюру и монету в воду – монета утонула, а купюра – нет, но – купюра намокла в воде, а монета – нет. 3) сминали в руке банкноту и монету – банкнота мнется и даже рвется, а монета – нет.
Вывод: в повседневной жизни нам нужны и монеты, и бумажные банкноты.
Итоговым мероприятием данной темы ребятам была предложена игра «Кроссворд: юный экономист».
Цель: закрепление полученных ранее знаний по экономике, а также расширение знаний об окружающем мире и дальнейшее развитие интереса к экономической сфере жизнедеятельности. Решая кроссворд, у детей развивалось мышление, память, пространственная ориентировка на бумаге. Ребята с большой заинтересованностью отгадывали задания.
По окончании разгадывания кроссворда «юный экономист» ребята получили в награду шоколадные монеты.
Затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность:
- понять, чего он пока не знает, не умеет;
- научится конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;
- приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни;
- развить положительную самооценку;
- научиться правильно формулировать причины различных затруднений;
- сформировать чувство ответственности за свои поступки.
Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии. Чтобы вырастить человека деятельного, гармонично развитого, готового к реалиям современной жизни, есть смысл с самого раннего возраста заняться его экономическим воспитанием.