Марина Телюк
Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников
Сообщение на педагогический совет.
Тема: «Использование технологии Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Подготовила: Телюк М. В.
Существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, одним из таких методов является дидактический синквейн.
Синквейн используется как метод развития образной, связной речи, позволяющий быстро получить результат.
Публикация «Использование технологии „Синквейн“ в работе по развитию речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Синквейн (слово франц.) – это необычное, нерифмованное стихотворение из пяти строк, составленной по определенным правилам. Характеристика чего –либо или кого-либо в краткой форме. Форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси.
Задачи метода:
• пополнять знания детей по лексическим темам;
• обогащать пассивный и активный словарный запас;
• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;
• развивать ассоциативное мышление и образную память;
• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
Что дает использование данной технологии детям дошкольного возраста?
Применение данной технологии:
• помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
• Закрепляет знания детей об окружающем мире.
• Способствует обогащению и активизации словаря, уточнению содержания понятий.
• Формирует грамматический строй речи.
• Помогает наиболее полно и точно выразить свою мысль, оформлять мысль в виде предложения.
• Подготавливает к составлению описательного рассказа.
• Развивает творчество.
• Поддерживает интерес к обучению.
Что дает использование данной технологии педагогу?
• Является диагностическим инструментом.
• Дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала и скорректировать дальнейшее обучение.
• Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
В дидактическом синквейне самое главное - это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Схема синквейна напоминает елочку. Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк.
Правила написания «синквейна».
1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?
2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?
3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?
4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.
5-я строка (основание «елочки») – делаем вывод- одно слово, (существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение, введение графического изображения в виде ёлочки.
Формы образовательной деятельности для обогащения и активизации словаря:
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Скажи наоборот» и др.
- Игры малой подвижности («Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:
«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
«Составь «Синквейн по образцу»
«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
«Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:
«Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
«Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»
Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Примеры синквейнов.
Синквей по теме: «Сказочные герои сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино».
1 строка – одно слово - определение - кто это? (Буратино (картинка)
2 строка – два слова - определения - какой он? (из чего сделан? (Из дерева, значит, какой он? – деревянный. Какой Буратино по характеру грустный или веселый? (веселый).
3 строка – три слова - действия - что он делает? (никогда не сидит на месте - бегает. Что еще он умеет делать? (учится читать). Что еще он может делать? (любит Папу Карло). Не пошел в школу. Пошел в театр.
4 строка – предложение о герое – чего он добился или как вы относитесь к нему (Буратино нашел золотой ключик)
5 строка – делаем вывод, кто такой Буратино? (герой сказки «Золотой ключик», деревянный мальчик, кукла)
Образцы синквейнов по теме: «Сказочные герои и волшебные предметы»
"Гуси-лебеди"
1. БАБА - ЯГА
2. Злая, страшная, грязная, опасная.
3. Летает, ест, садит в печку, приказывает
4. Баба-Яга живёт в сказках, в избушке на курьих ножках. Баба-Яга любит есть детей.
5. Герой сказки. Отрицательный герой. Персонаж сказки. Старуха. «Репка»
1. Дед
2. Старенький, трудолюбивый, добрый
4. Посадил, тянул, звал, вытянул
5. Посадил дед репку. Дед позвал бабку репку тянуть.
6. Человек. Герой сказки. Персонаж сказки
«Волшебные предметы»
1. КОВЁР – САМОЛЁТ
2. Волшебный, быстрый, красивый
3. Летает, приземляется, переносит.
4. На ковре-самолете можно попасть в сказку. На ковре-самолете летал Алладин.
5. Волшебный транспорт.
Образцы детских сочинений синквейна в рамках изучения лексических тем.
Лексическая тема «Времена года»
1. Зима
2. Белая, волшебная, морозная, холодная, снежная
3. Морозит, наступает, приходит, метет.
4. Зимой можно кататься на санках, на лыжах. Я люблю зиму. Зима- самое холодной время года. Зимой очень холодно.
5. Время года Лексическая тема «животные»
1. Лиса
2. Рыжая, пушистая, дикая, красивая
3. Ловит, ест, крадется, ест мышей.
5. Дикое животное. Хищник
Лексическая тема «Овощи»
1. Морковь
2. Вкусная, сладкая, оранжевая, полезная
3. Растет, варится, сидит
4. Морковь растет на грядке. Морковь полезна для глаз.
5. Овощ. Полезный овощ.
Заключение
Технология синквейн органично вписывается в работу с детьми старшего дошкольного возраста, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:
1. Простота. Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.
2. Синквейн является игровым приёмом.
3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.
4. Способствует обогащению и активизации словаря, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление).
5. Закрепляет знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях, совершенствует навык использования в речи синонимов, стимулирует развитие творческого потенциала.
6. Может использоваться как заключительное задание в рамках прохождения определённой лексической темы, для её закрепления или для составление рассказа о литературных героях.
7. Способствует формированию у детей интереса к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям, что положительно будет влиять на развитие детей, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к будущему обучению в школе.