Манникова Инна
Использование пособия «Играйка» по развитию речи в работе с родителями и детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Меня зовут Манникова Инна Анатольевна, я – учитель логопед. Сегодня я вас познакомлю с многофункциональным логопедическим пособием «Играйка» для детей и их родителей.
Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка, является знакомство родителей с интересным способом подачи информации детям. Организуя такую форму работы, мы тем самым выполняем принцип сотрудничества ДОУ с семьей, сформулированный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Публикация «Использование пособия „Играйка“ по развитию речи в работе с родителями и детьми» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2023
Анкетирование и индивидуальные беседы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют утверждать, что в семье не всегда уделяется внимание развитию речи ребенка, у родителей недостаточно знаний и практических умений по формированию основ речевой деятельности, пассивного и активного словаря. Чаще всего родители не могут определить соответствует ли речевое развитие их ребёнка возрастным нормам, они не знакомы с возрастными показателями развития речи на этапе дошкольного детства.
Мною была поставлена цель: создание многофункционального дидактического пособия для развития речи дошкольников, с помощью которого можно познакомить родителей с дидактическими играми, упражнениями, направленными на формирование и развитие всех компонентов речи у детей с ОВЗ, зрительного восприятия, мелкой моторики рук и дыхания.
Исходя из этого, были поставлены задачи:
- повысить педагогическую грамотность родителей воспитанников посредством использования многофункционального дидактического пособия «Играйка»;
- создать условия для благоприятного климата при взаимодействии с родителями;
- достигнуть единства требований к ребенку;
- создать логопедическую копилку для родителей.
Были определены наиболее востребованные формы работы с семьёй для обучения работы с пособием, такие как совместные игровые занятия, информационные встречи, педагогические консультации, педагогические беседы, родительский уголок, родительская группа в Телеграмм-канале.
Через совместную деятельность с детьми мы показываем родителям, как правильно формировать речь детей, разъясняем им необходимость закрепления достигнутого материала и как важны партнёрские отношения родителей со своими детьми. Немаловажно и то, что в ходе таких совместных игр с родителями, у детей развивается чувство партнёрства, обогащается их игровой опыт, развиваются коммуникативные навыки.
Цель пособия : гармоничное познавательное и речевое развитие ребёнка.
Пособие предназначено для развития всех компонентов речи (фонематического строя, лексико-грамматического, слоговой структуры слова, связной речи и для подготовки детей к обучению грамоте, а также познавательных процессов у детей от 4 до 7 лет. Данное пособие позволяет организовать коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОНР и не только. Может использоваться как в индивидуальной работе с детьми, с группой детей, а также рекомендовано в качестве пособия для работы с родителями. Его легко сделать своими руками, удобно использовать, перемещая из кабинета в кабинет, из группы в группу.
Пособие отвечает требованиям ФГОС: полифункциональности, насыщенности, трансформируемости, вариативности, безопасности и доступности.
Многофункциональное пособие представляет собой 5 листов формата А4, выполненных из дерева. Части надежно соединены между собой металлическими петлями.
В пособии задействованы 5 внешних сторон, каждая из которых несёт определенные виды заданий.
1сторона пособия - это календарь природы. Детям предлагаются следующие задания: «Назови и покажи какое сегодня число, месяц, год, части суток, дни недели, времена года». Работая на этой стороне можно закрепить время, поговорить с ребёнком об изменениях в природе в то или иное время года, о сезонной одежде, повадках животных, труде человека и т. д.
На второй стороне данного пособия расположены петли, через которые можно продевать проволоку разного цвета и создавать контур предметов (елка, цветок, дерево). Также есть резьба, на которую накручиваются крышки разных цветов. Детям предлагаются следующие задания в зависимости от времени года или темы недели «Наряди елочку», «Укрась клумбу цветами», «Выложи узор по образцу» (предлагаются образцы карточек). Затем задания усложняются, им предлагается выполнить задание одновременно работая двумя руками. Данные упражнения направлены на развитие памяти, логики, мышления, внимания, воображения, развитие левого и правого полушария.
На третьей стороне пособия расположено зеркало и карманы. В них можно расположить упражнения для выполнения артикуляционной гимнастики, в зависимости от индивидуальных затруднений ребенка «Хоботок», «Улыбка», «Лопатка» и т. д. Кроме этого можно предложить ребенку выполнить упражнения на воздушную струю «Ветерок», «Свеча», «Листопад», упражнения на развитие эмоций «Повтори за мной», «Покажи злость, радость», упражнения для глаз «Посмотри налево, направо».
Четвертая сторона пособия - магнитная доска с буквами. Здесь ребенку предлагается составить прямые слоги, автоматизировать звуки в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, в предложениях; составить рассказ по картине, по серии картинок; произнести скороговорки и чистоговорки.
Пятая сторона пособия это меловая доска с разноцветными мелками. Ребёнку предлагается самостоятельно написать на доске буквы, слоги, слова; отгадать загадки и нарисовать отгадки; закрепить геометрические фигуры, формы, цвет, величину; выполнить математический диктант и т. д. Здесь решаются задачи развития мелкой моторики, внимания, графо-моторных навыков.
Также на любой стороне пособия можно использовать канцелярские зажимы, которые позволять расширить спектр решаемых задач, добавив то или иное задание.
Таким образом, благодаря дидактическому многофункциональному пособию «Играйка», коррекционная деятельность становится для дошкольников более интересной, более радостной для педагогов, и увлекательной для родителей, а также улучшает результативность в организованной образовательной деятельности. Представленные материалы актуальны и значимы для родителей, они отражают практический опыт коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. А работа с родителями помогает подготовить семью к индивидуальной деятельности с ребёнком дома, способствует установлению доброжелательных отношений между детским садом и семьёй, закрепляет полученные навыки у детей.