Ольга Козлова
Использование техники рисования на воде эбру в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Технику рисования на воде Эбру можно отнести к арт-терапии, а именно к методу интуитивного рисования. Это отличный способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.
Публикация «Использование техники рисования на воде эбру в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Такое «Рисование душой» позволяет за короткий срок нырнуть в поток бессознательного, обойдя все свои психологические барьеры. Погружение «в себя» происходит естественным образом, поэтому оно является абсолютно безопасным и даже полезным. Подобная Эбру-терапия доступна людям с любым уровнем психологического развития, с разной степенью «загруженности» проблемами, взрослым и детям.
В нашем саду мы использовали данную технику рисования в разных направлениях, стараясь привлечь не только детей и педагогов, но и родителей:
1. Демонстрация техники рисования на воде педагогам ДОУ в рамках Педагогического совета. Педагогам был представлен теоретический обзор по данной технике рисования, а также показ на практике.
2. Квест, посвященным дню мамы. Одним из заданий квеста было побывать в гостях у тигренка и нарисовать символ любви к маме. Дети совместно со своими мамами нарисовали необыкновенные рисунки. Квест проводился в разные дни для общеобразовательных и оздоровительных групп, т. к. детский сад имеет специфическую особенность. Данный вариант рисования способствует укреплению детско-родительских отношений, позитивному настрою.
3. Реализация проекта «Волшебные краски на воде». В проекте принимали участие дети, нуждающиеся в индивидуальной коррекционно-развивающей работе (дети с низким уровнем развития психических процессов, дети ОВЗ, инвалиды, и родители (законные представители) воспитанников. Ежемесячно в детском саду оформлялась выставка рисунков, на разные тематики.
4. Разработка и реализация дополнительной образовательной программы развития познавательных процессов, коммуникативных навыков и творческих способностей «ЭБРУША - ГОВОРУША». После проведения работы в предыдущих направлениях, был отмечен интерес со стороны родителей и детей к данной технике рисования, вследствие чего мы включили данную технику в дополнительную образовательную программу развития. Занятия в «Эбруше-говоруше» делятся на три типа:
1. занятия, способствующие развитию коммуникативных навыков;
2. занятия для развития психических процессов;
3. метод рисования на воде «Эбру», способствующий активному развитию творческих способностей, фантазии и познавательных процессов.
В программе активно используются методы детской игры, активное фантазирование, игры с крупами, методы релаксации, пальчиковые игры, корректурная проба, упражнения направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения.
В процессе применения техники рисования на воде «Эбру» можно отметить следующее: дети на занятие приходят в разном настроении и самочувствии, кто-то расстроен, чрезмерно возбужден и т. д. В процессе рисования ребенок успокаивается, расслабляется, снимается усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессии. За 20-30 минут изменяется некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшается самочувствие.
Отмечается развитие мелкой моторики, дети правильно держат кисть, шило, палочки для рисования, гребень, понимают, что если необходимо поставить небольшую точку, то дозируют выбор краски, развивается аккуратность и чувство эстетичности. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, дети научились контролировать движения, приобрели умение работать кистью и пальцами обеих рук, овладели техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, научились изменять размах и направление движения руки при рисовании.
В процессе рисования у ребенка развиваются познавательные процессы: процесс рисования настолько увлекателен, что ребенок длительное время способен удерживать внимание на данном виде деятельности, таким образом, легко, без принуждения, можно корректировать такие свойства внимания как устойчивость и переключаемость. Развивается память, дети освоили технику рисования, знают этапы рисования в данной технике. Часто мы рисуем сначала рисунок по заданной теме, а затем ребенок говорит о своих идеях, фантазирует о рисунке, который хотел бы нарисовать, и тут появляется ещё одна картина. Дети любят яркие краски, поэтому рисунки всегда отличаются яркость. Рисованию на заданную тему всегда предшествует беседа, что способствует развитию речи и расширению словарного запаса. В заключительном этапе рисования всегда заметна положительная эмоциональная реакция ребенка на рисунок, поднимается самооценка, ребенок становится уверенным в себе и своих способностях ведь — он сам смог создать такую красоту. Дети доброжелательно относятся к сверстникам и радуются успехам товарищей.