Елена Коробова
Использование театрализованной игры для развития детей 3–4 лет
▼ Скачать +Заказ
Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всесторон-него развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психиче-ские процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а театрализованные игры позволяют в доступной форме по-знакомить детей с искусством театра.
Публикация «Использование театрализованной игры для развития детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в театральных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы и обоб-щения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Ис-полняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимо-стью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность явля-ется источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры раз-вивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персо-нажам.
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социаль-ных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведе-ние или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с по-любившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование ка-честв личности.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Видами драматизации являются:
- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюже-тов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместите-ли, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует раз-ные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр опреде-ляются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском са-ду : настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чув-ство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распро-странение получил метод куклотерапии, т. е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индиви-дуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчико-вый, театр кукол типа Петрушки, театр теней.
Настольный театр знакомит детей 3-4 лет с режиссерской театрали-зованной игрой. Персонажей настольного театра легко самостоятельно изго-товить из доступного материала. Изготовить персонажи можно, используя цветные картон и бумагу, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназна-ченные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.
Пальчиковый театр - это театр актеров, которые всегда с нами. Доста-точно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку жи-вотного (кем будет этот персонаж - решать вам и вашему ребенку, нарисо-вать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговари-вая текст сказки, стихотворения или потешки. Можно использовать перчатки, наклев на них лица героев сказки. Пальчиковый театр может быть и вязаным.
В театре Петрушки, который в практике часто называется театр биба-бо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Та-кую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы : старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно под-ключить вашу фантазию и воображение ребенка.
Театр теней своими руками для детей – отличное, познавательное занятие. Дети будут не только с удовольствием наблюдать за происходящим на сцене, но и угадывать силуэт какого именно персонажа сейчас присутствует на экране и вспоминать развитию сюжета своих люби-мых сказок.. Начав делать театр теней для детей своими руками шаблоны подготовьте зара-нее. Распечатайте или нарисуйте их, а затем вырежьте по контуру. Приклейте к черному картону и сделайте персонажей.
Рекомендации при организации театрализованных игр :
- Создать условия в группах для проведения театрализованных игр и игровых упражнений. Постоянно пополнять и обновлять атрибуты.
- Вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизировать его речь
- Ежедневно вводить на занятиях и в повседневной жизни игры- инсце-нировки с сюжетными игрушками, используя фольклорный материал
- Ежемесячно планировать демонстрацию сказки с использованием раз-ных видов театра
- Формировать посредством театрализованной деятельности опыт нрав-ственного поведения, уважительное отношение друг к другу
Требования к театрализованной игре :
- Разнообразие тематики содержания
- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса
- Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведе-ния игр
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах ор-ганизации театрализованных игр
Перечень театрализованных игр, используемых в работе с детьми 3-4 лет
- Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, за-хлопали в ладоши, запрыгали на месте).
- Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с пе-редачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево) .
- Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке) .
- Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
- Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам сти-хов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая.», «За-инька, попляши.», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
- Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).
- Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, пе-тух и лиса»).
-Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чу-ковский «Цыпленок»).
Театральная деятельность сделает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполнит яркими впечатлениями и радостью творчества. Навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.