Татьяна Калинкина
Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков
Актуальность.
В наше время, в современной системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, методики, программы.
Сегодня все чаще и чаще говорят о необходимости внедрения инновационных технологий которые призваны, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Публикация «Использование средств ИКТ в логопедической работе на этапе автоматизации и дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Логопедия располагает пока недостаточным набором информационно-коммуникационных технологий в коррекции нарушений речи детей дошкольного возраста. Следовательно, особую актуальность приобретают применение логопедических игр в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи средствами ИКТ как инновационные технологии с точки зрения логопедических возможностей к детям с нарушениями речи.
Характеристика и структура информационно – коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная в наше время проблема дошкольного воспитания.
С введением в действие ФГТ, выдвигаются особые требования и к ребенку, поступающему в школу. Выпускнику ДОУ необходимо обладать определенной суммой конкретных знаний, умений и навыков, а также совокупностью качеств, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к системному обучению в школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. В образовательной деятельности дошкольника игра - ведущий вид деятельности.
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология» – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
«Коммуникационные технологии» определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
Создание презентаций посредством программы Microsoft Power Point доступно практически любому пользователю ПК. Дети более заинтересовано воспринимают материал в электронном виде нежели в печатной форме. А если учесть, что презентации легко редактировать, то интерес ребенка не потеряется даже вследствие многократного повторения определенной темы. Особенно это важно на этапе автоматизации и дифференциации поставленных звуков, когда приходится многократно повторять один и тот же материал.
Меняющиеся на экране изображения вызывают у них больший интерес, чем иллюстрации в логопедическом пособии. Благодаря смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше.
Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь.
Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия и утомляют зрение.
Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий, на которых они используются : фронтальные, подгрупповые, индивидуальные. Следует отметить, что согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребенка. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора, достаточно большого телевизора и пр. На индивидуальных занятиях рациональней всего использовать компьютерные презентации при автоматизации звуков.
Структура презентации:
- название презентации;
- меню, предусматривающее с помощью гиперссылок переход к нужному разделу;
- упражнения и игры на автоматизацию звука в словах;
- упражнения и игры на автоматизацию звука в предложениях;
- заключительный слайд, содержащий сюрприз или поощрение.
В конце каждого упражнения предусматривается возможность двигаться дальше или вернуться с помощью гиперссылки в главное меню.
Упражнения на автоматизацию слов могут содержать задания на развитие памяти, прослеживающей функции глаз, развитие зрительного восприятия, задания на преобразование слов, согласование слов в роде и пр.
Необходимо помнить, что дети лучше воспринимают несколько коротких игр, чем одну длинную. Удобно, если каждая презентация посвящена какой-то одной теме, например, «Дифференциация звуков С-З», «Постановка звука С» и пр.
Логопедические игры с использованием средств ИКТ
Одним из основных направлений в работе учителя-логопеда является нормализация зкукопроизношения и звуконаполняемости речи детей. Первоначально логопед использует методы и приемы, которые способствуют развитию артикуляционного аппарата, после чего звук вызывается по подражанию или «ставится» с использованием вспомогательных средств (зондов, шпателяи т. д.). Затем наступает процесс автоматизации звуков.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Игра - это основное условие использования компьютера в ДОУ.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается : теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия и др., ,что, в свою очередь, способствует повышению творческих способностей детей.
В наше время большую популярность приобретают игры и программы, специально созданные для работы с детьми, имеющими нарушения речи. К таким играм и программам можно отнести, например, развивающую программу Адалина по развитию речи, логопедическую игру «Играем и учимся», Логопедическую коррекционную программу «Игры для Тигры» и др.
И, конечно же, нельзя забывать, что согласно действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводиться 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому непосредственное занятие с использованием ИКТ не может длиться дольше этого времени. После занятия следует сделать гимнастику для глаз
Заключение.
Использование ИКТ даёт многое : значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде; меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям (многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их детям, уже не изготавливая многочисленных карточек); с помощью компьютерных технологий оформляются результаты диагностики в виде различных таблиц, диаграмм.
Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых психических качеств (абстрактного типа мышления, переориентировки с конечного результата деятельности на способы её выполнения, умение свободно действовать во внутреннем плане и т. д., изменений в личностной сфере ребёнка.
Благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий в моей работе с детьми с нарушением речи достигаются высокие результаты: у детей повышается мотивация к логопедическим занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения; дети обучаются некоторым элементарным действиям с компьютером; значительно сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций.
Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность всего коррекционно-образовательного процесса.