Получи документы

Использование музыкально-художественной деятельности в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда

Марина Ерофеева
Использование музыкально-художественной деятельности в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Улыбка» общеразвивающего вида»

Учитель –логопед Ерофеева М. И.

г. Салехард 2015г.

Продолжительность: сентябрь 2014г. - май 2015г.

Основное направление проекта: коррекционно-развивающее.

Участники проекта: дети из средней и старшей групп и их родители.

Актуальность:

Публикация «Использование музыкально-художественной деятельности в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Наличие особенностей моторного развития у детей с нарушением речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребёнка убеждают в необходимости работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная и лицевая моторика).

Музыкально- ритмические упражнения и задания, лежащие в основе двигательной, музыкальной, певческой и речевой деятельности детей оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.

Эта работа, включённая органичным элементом с музыкально –ритмическими движениями с пением в ежедневные разнообразные занятия с детьми, неоспоримо должна быть составной частью системы коррекционно- педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребёнка с речевой патологией.

Дети с речевыми нарушениями плохо контролируют дыхание, не умеют следить за темпом речи, часто говорят на вдохе. У них плохо развито слуховое внимание и восприятие, мелодическая, интонационная, ритмическая сторона речи, двигательная и эмоционально – волевая сфера.

В целях коррекции речевой деятельности у дошкольников я использую музыку.

Цель: Совершенствование звуковой культуры речи

Задачи:

Для педагогов:

• Совершенствование умения у детей различать на слух и в произношении все звуки родного языка.

• Создание оптимальных условий для самостоятельной творческой речевой активности детей.

Совершенствование фонематического слуха: называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове.

• увеличение количества анализаторов, подключаемых детьми в работу.

• сочетание традиционных классических приёмов и методов автоматизации звуков с инновационными средствами у дошкольников с речевой патологией.

Отработка интонационной выразительности речи.

• Создание у детей интереса к правильному звукопроизношению.

• Активное использование музыкальных средств в речевой коррекции.

Для детей:

• Развитие всех компонентов устной речи детей

• Закрепление правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков.

• Поддержка речевой инициативы и творчества детей в общении.

• Развитие всех видов моторики.

Проблема:

• Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по автоматизации звуков.

• Длительность процесса автоматизации звуков.

• Несформированность п равильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии.

• Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы.

• Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

• Психолого-педагогическая некомпетентность родителей.

• Отсутствие со стороны детей интереса, а у взрослых инициативы заниматься звукотворчеством.

Гипотеза

Актуализация поиска эффективных приемов и методов автоматизации звуков повысит результативность работы с детьми в данном направлении. Использование музыкальных средств, исполнение музыкально – игровых упражнений, музыкально – ритмических движений в сочетании с пением и попевками обогатит словарный запас. У детей совершенствуется умение различать в произношении все звуки родного языка, внятно и отчётливо произносить слова.

Ожидаемые результаты проекта:

1. У детей сформируются умения правильного звукопроизношения в более короткие сроки, появится мотивация к произнесению поставленных звуков, повысятся коммуникативные способности.

2. Праздник правильной и красивой речи.

Продукт.

1. «Музыкальный сундучок» Создание книжек - малышек с песнями (тексты адаптированные).

Этапы работы :

Задачи Мероприятия по реализации

1 этап организационно-подготовительный

Подборка программно методического обеспечения для реализации проекта.

Осуществление диагностики речевого развития детей.

Осуществление диагностики моторного развития детей (мелкой, общей, артикуляционной). Логопедическое обследование детей с отражением сведений о ребенке, Результаты обследования. Составление информационного банка по развитию речевой и двигательной сферы у детей.

Пополнение дидактического материала: песенный репертуар с адаптированным текстом с учётом разного возраста. Изготовление пособий, наглядного материала. Аудио записи музыкальных инструментов. Подбор картин и картинок.

Подбор диагностического материала для обследования детей. Разработка диагностических карт и таблиц по всем видам деятельности для проведения обследования: таблицы по звуковому развитию, таблицы по развитию общей, мелкой, артикуляционной моторике.

2 -й этап –рефлексивно-диагностический

Анализ резерва своих профессиональных возможностей Анкета для педагога по методике развития звуковой стороны речи.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах

звукового и общего развития речи. Анкетирование родителей по речевому развитию в условиях семьи, карты развития ребёнка.

Обеспечение родителей материалом для занятий с детьми в домашних условиях.

3 –й этап практический

Определение содержания работы по всем заданным направлениям. Составление индивидуальных планов по общему развитию речи, звуковой стороны речи. Разработка и подготовка к заключительному этапу работы.

Активное внедрение развивающих форм работы с детьми. Реализация воспитательно-образовательных мероприятий с детьми. Привлечение узких специалистов в осуществлении проекта.

Взаимодействие с родителями и педагогами воспитанников. Привлечение родителей к участию работы с детьми. Организация круглого стола с участием родителей для обмена накопленных удач и неудач на занятиях дома.

4 –й этап заключительный

Анализ достижения целей и полученных результатов «Праздник правильной и красивой речи».

Подготовка информационной справки по реализации проекта. Презентации для педагогов и родителей.

Обобщение опыта работы по развитию звуковой стороны речи.

Проведение мониторинга в таблицах и в диаграмме. Размещение материала по реализации проекта на информационном стенде, в родительских уголка, папках-передвижках.

Определение дальнейших направлений реализации проекта в воспитательно - образовательном процессе. Представление опыта работы на педагогическом совете.

Основные методические приемы формирования звуковой культуры речи у детей.

• Выполнение комплекса упражнений по развитию общей моторики.

• Постановка звуков по индивидуальным планам.

• Знакомство с произведениями великого композитора

П. И. Чайковского «Времена года».

• Развитие фонематического слуха (слушания звучания отдельных музыкальных инструментов, их называние, другие стандартные приёмы).

• Пение слоговых цепочек с поставленными звуками под знакомые мелодии.

• Закрепление звуков в словах с музыкально – ритмическими движениями.

Исполнение песен из детского репертуара с адаптированным текстом.

• Индивидуальные и подгрупповые попевки с закрепляемым звуком.

• Оценка выступлений другими детьми.

• Инсценирование музыкальных попевок на подгрупповых занятиях.

Развитие пантомимы.

• Специальные словесные упражнения и задания для формирования навыков звукопроизношения.

• Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

• Режиссерские игры (развитие творчества, придумывание сценок, участие детей в кукольном театре) .

Используемые музыкальные произведения в работе с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Средний дошкольный возраст

Песни Композитор Муз. ритмические движения Композитор

«Баю –баю» М. Красев «Солнышко и дождик» М. Раухвергер

«Зайка» Народная мелодия «Пальчики и ручки» русс. нар. мелодия

«Кошка» А. Александров «Мишка ходит в гости» М. Раухвергер

«Ёлка» Т. Попатенко «Танец около Ёлки» Э. Равин

«Праздник» Т. Ломова «Ходит Ваня» русс. нар. песня

«Спи, мой мишка» М. Тиличеева «Стуколка» укр. нар. мелодия

«Дождик» русс. нар. попевка «Ищи» Т. Ломова

«Ладушки» русс. нар. песня «Узнай по голосу» В. Ребиков

«Зима» В. Карасева «Пружинка» русс. нар. мелодия

«Цыплята» А. Филиппенко «Ходит Ваня» русс. нар. песня

Старший дошкольный возраст

«Санки» М. Красев «Жмурки» Ф. Флотов

«Ёлочка» М. Красев «Чик-чики, чикалоч» русс. нар. прибаутка

«Кошка» В. Витлин «Громче – тише» М. Раухвергер

«Зима прошла» М. Метлов «Плетень» русс. нар. песня

«К нам гости пришли» А. Александров «Каравай» русс. нар. песня

«Урожайная» А. Филиппенко «Поезд» М. Тиличеева

«Голубые санки» М. Иорданский «Аннушка» Чешская полька

«По малину в сад пойдём» А. Филиппенко «Во поле берёза стояла» русс. нар. песня

«Про лягушек и комара» А. Филиппенко «Поскоки» С. Затепленский

«Мы дружные ребята» С. Разоренов «Ищи» Т. Ломова

«До свидания, детский сад» Ю. Слонов «Игра с мячами» А. Петров

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

У детей в более короткие сроки сформированы умения правильного звукопроизношения в диалогической и монологической речи. Воспитанники поют песни и играют в музыкальные игры в свободное время. Появилась мотивация к произнесению поставленных звуков. Повысились коммуникативные способности. Родители стали чаще обращаться за советом и помощью к педагогам по вопросам речевого развития.

Литература:

1. Васильева М. А. «От рождения до школы». Москва. 2013.

2. Васильева М. А. «Программа воспитания в детском саду» М.

3. Программа воспитания в детском саду. «Просвещение» 1978.

4. Боромыкова О. С. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» - 1999.

5. Ержакова Е. А. Резникова Е. В. «Основы интегрированного обучения» М. - 2008

6. Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии». М. : Издательский центр «Академия». 2003.

Публикации по теме:

Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя-логопедаИспользование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя-логопеда «Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда» «Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания».

Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как об лежащий на дороге камень» (Ирина.

Использование приемов мнемотехники при автоматизации звуков в связной речи К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Использование продуктивной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУИспользование продуктивной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Занятия по рисованию, лепке, аппликации объединяются под названием продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребёнком.

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога При организации коррекционно – развивающей работы учителя –дефектолога, необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Я познакомлю.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-тренировочном процессе на занятиях по художественной гимнастике Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Несмотря на пристальное.

Мастер-класс «Использование приёма мнемотехники в коррекционно-развивающей работе на этапе автоматизации звуков» .

Поддержание интереса к практической деятельности дошкольников в процессе автоматизации звуковПоддержание интереса к практической деятельности дошкольников в процессе автоматизации звуков Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших.

Консультация «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися» Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов в коррекционной работе с учащимися. Коррекция (лат. Corrеctio - исправление).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкально-художественной деятельности в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда
Опубликовано: 9 сентября 2015 в 09:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музыкально-художественной деятельности в процессе автоматизации звуков в работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ерофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД