Татьяна Абрамушкина
Педагогический опыт «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический опыт
«Использования средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками»
Абрамушкиной Татьяны Николаевны Воспитателя структурного подразделения «Детский сад №4» МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида
Рузаевского муниципального района
Публикация «Педагогический опыт „Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
Я, Абрамушкина Татьяна Николаевна, в системе дошкольного образования работаю 16 лет. Закончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева, факультет «Дошкольная педагогика и» специальность «Методист по дошкольному воспитанию, воспитатель детского сада», имею первую квалификационную категорию. Свою работу строю в соответствии с требованиями программы «Детство», парциональными программами С. Н. Николаевой и Н. А. Рыжовой, программа «Театр-Творчество-Дети», «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Э. Г. Чурилова, а также использую региональную программу «Мы в Мордовии живём» В последние годы я работаю с детьми 2-5 летнего возраста. Особое внимание уделяю проблеме видение мира в себе и в других позволяет выражать себя, миропроявлять себя в творчестве, поделиться ощущением мироведения с другими, научить других. Детям даю представление о том, что такое театрализованная игра, или драматизация, которая является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельности не только знакомят детей с миром прекрасного, но и побуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное- помогают психологической адаптации ребёнка в коллективе. Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, но как из игры сделать спектакль, а из спектакля игру? Как перенести детскую игру на сцену? На занятиях они играют, творят, получают удовольствие от процесса, тем более что каждый из них играет именно того, кого он хочет играть именно сегодня. Так, в младшей, средней группе мы использовали потешки, игры с Петрушкой, сказки, короткие сценки. Работа над ними объединяет детей, зарождает у них чувство партнёрства, взаимовыручки, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя. Начиная свою «сценическую деятельность» дети с игрушками. Каждому ребёнку предлагалось взять понравившуюся игрушку и просто «поговорить» с ней: кто ты, как зовут, что любишь делать и т. д. Затем мы перешли к сказкам, и в руках у детей оказались непосредственно персонажи той сказки, которую предстояло сыграть. Сказка во все времена имела огромную власть над детскими сердцами. В них заключена устоявшая и проверенная веками мудрость народа, который их создавал. В младшей группе нами была выбрана русская народная сказка «Репка». Образы деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки и репки были обыграны ярко, эмоционально. С помощью персонажей сказки дети смогли понять, как важно помогать друг другу, доводить начатое дело до конца. Я всегда стараюсь творчески осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом всех его особенностей, подметить и развить в детях индивидуальные наклонности. В работе по мониторингу педагогического процесса ставлю перед собой задачу по выявлению, в какой степени ребёнок освоил программу театральных знаний словесно- литературными и игровыми методами, а также стараюсь выявить насколько ребёнок овладел познавательными и речевыми умениями, соответствующими содержанию знаний. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий. Это игра способствуют развитию чувства правды и веры в вымысел. Ребёнок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали. Так, играя с воображаемым мячом, надо представить себе, какой: большой или маленький, легкий или тяжёлый, чистый или грязный. Детям предлагается сначала действовать с реальным, предметом, а потом повторить то же самое действие с воображаемым. Например, предлагала искать на ковре потерянную бусинку, которая действительная там находилась. А затем предлагала поискать воображаемую бусинку. Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные игры. Например, такая игра «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!» Цель: Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы. В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, подметают веником пол и т. д. В процессе театрализованной деятельности решаются следующие задачи: 1. Знакомить детей с видами театра. 2. Развивать творческие и артистические способности детей средствами театрального искусства. 3. Снимать зажатость и скованность. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал. 4. Развивать монологическую и диалогическую речь детей. 5. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми. 6. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками. 7. Способствовать решению конфликтных ситуаций через игру. 8. Развивать психические процессы (воображения, память, мышление)
В группе я оформила театральный уголок, который наполнен, различными видами театра. И находится в месте свободном для доступа детей. Дети с большим удовольствием играют, показывают и рассказывают сказки. Вместе с ребятами мы обыгрываем потешки, проигрываем отрывки из различных сказок, прослушиваем сказки, рисуем, раскрашиваем, лепим персонажи из сказок, играем в различные подвижные игра. Проводим пальчиковые игры со словами, разучиваем чистоговорки, дыхательную гимнастику,этюды; игровые упражнения на развитие воображения (сочини сказку, на выражение основных эмоций (русская народная шутка) «Мышка, мышка, что не спишь?», на выразительность жеста (русская нар. прибаутка) «Сорока-сорока», упражнение на развитие правильного звукопроизношения «Песня-песенка»
Считаю проведённую работу с использованием средств театрализованной деятельности результативной, оптимальной и эффективной.