Получи документы

Использование современных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте

Галина Рязанцева
Использование современных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы. Использование современных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте

В современном мире всестороннее развитие детей, которое так же включает в себя и коррекционно-развивающие обучение, невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью повышение эффективности своей работы я использую следующие :

- информационно-коммуникационные технологии;

- игровые технологии;

Публикация «Использование современных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте» размещена в разделах

- личностно-ориентированные технологии;

- технологии логотренинга Ю. В. Ивановой;

- нетрадиционные технологии.

Информационно-коммуникационными технологиями, которые я использую в своей работе являются: мультимедийные презентации, слайд-шоу и небольшие видео-ролики. Использование ИКТ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного развития дошкольников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика, которые направленные на развитие внимания и восприятия, логического мышления, воображения. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Благодаря презентациям и слайд-шоу дети, которые обычно не отличались высокой познавательной активностью, стали активно участвовать в занятиях, высказывать свое мнение, рассуждать.

Игровые технологии. Игра - сильнейшее средство самовыражения, развития и социализации ребенка, она дает возможность моделировать и проживать разные ситуации жизни. Особое место в моих занятиях уделяется творческой игре дошкольников, которая важна как сфера реализации личности, как деятельность коммуникативная.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей коррекционно- образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Технологии логотренинга Ю. В. Ивановой.

Перед современными педагогами стоит задача не только проводить своевременную работу по исправлению речи дошкольников, но и искать новые, более эффективные и интересные формы коррекции речи у детей.

Работа по исправлению звукопроизношения делится на этапы:

- подготовительный;

- этап постановки звуков;

-автоматизация звуков;

- дифференциация смешиваемых звуков.

Цель подготовительного этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На данном этапе работа идё т одновременно по нескольким направлениям:

- формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

- формированиапе направленной воздушной струи;

-отработка опорных звуков;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие фонематического слуха.

В научно-методической литературе широко освещены методы и приё мы работы по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков: артикуляционная гимнастика, упражнения для выработки воздушной струи, су-джоктерапия, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж, крупотерапия, пескотерапия. Однако весь этот методический арсенал воздействия необходимо преподнести детям в определённой последовательности. Существует и другой аспект проблемы. У детей с речевыми нарушениями отмечается, как правило, неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаемость, снижение интереса и умственной активности

Как заинтересовать детей, повысить их активность в коррекционном пространстве и качественно подготовить артикуляционный аппарат к проведению занятий основного этапа? Эту проблему успешно решает авторская методика Ю. В. Ивановой «Логотренинг» как эффективная форма подготовительных логопедических занятий.

Цикл из 12 занятий логотренинга проводится на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 4, 5-6 лет, имеющими диагнозы «ФНР с нерезко выраженным лексико-грамматическим недоразвитием» и «ФФНР».

Данный вводный курс подготовительных занятий представляет собой систему упражнений, направленных на преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Под влиянием регулярных занятий логотренинга у детей происходит положительная перестройка дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логопедических занятий занятий дают возможность педагогам свободно внедрять данную технологию в своих образовательных учреждениях.

Инновационная направленность. Логопедические занятия логотренинга включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения.

Цель логотренинга :

- вызвать интерес к логопедическим занятиям;

-подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация, дифференциация звуков) .

Задачи логотренинга :

- развитие артикуляционной и мелкой моторики;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие пространственного восприятия;

- расширение лексического запаса;

- развитие слухового внимания и двигательной памяти;

- совершенствование общей моторики;

- выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

- работа над звуковой культурой речи.

Таким образом, структура занятий логотренинга включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, самомассаж, гимнастика для глаз, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Занятия логотренинга составляются с опорой на лексические темы.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

При подготовке к каждому занятию логотренинга учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. Для успешного проведения занятий выполняются психолого-педагогические условия : создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.

Внедрение технологии логотренинга в личную практику

Опираясь на предложенную Ю. В. Ивановой и описанную выше технологию логотренинга, я поставила перед собой цель:

- применить данный опыт работы в своей логопедической практике;

- проанализровать, насколько эффективно выполняются задачи логотренинга и реализуется его конечная цель: вызвать интерес к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику к проведению занятий основного этапа.

Задачи:

- первичное обследование речевого уровня детей, зачисленных на логопункт;

- проведение 12-ти занятий вводного курса;

- вторичное обследование речевого уровня детей ;

- сравнение полученных данных первичного обследования и после релизации основного этапа логотренинга (12 вводных занятий) ;

- ведение документации (планы занятий, график подгрупповых занятий, журнал подгрупповых занятий) ;

- сделать выводы об эффективности применения технологии логотренинга.

Основные этапы реализации технологии логотренинга :

-диагностический этап;

-подготовительный этап;

-заключительный этап.

Диагностический этап. Включает в себя:

а) первичное обследование речевого уровня детей (перед вводными занятиям) ;

б) вторичное обследование речевого уровня детей (после проведения занятий)

Обследование велось по следующим направлениям:

- состояние звукопроизношения;

- состояние артикуляционной моторики;

- состояние мелкой моторики пальцев рук;

- фонематическое восприятие;

- ритмическое восприятие;

- ориентация в пространстве.

Подготовительный этап. Непосредственная коррекционная работа по подготовке к этапу постановки звуков. Занятия вводного курса проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 25 минут. Форма проведения – подгрупповая (4-6 человек в подгруппе).

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. Конспекты 12 занятий, разработанных Ю. В. Ивановой.

Корррекционная работа велась по следующим направлениям:

- развитие чувства ритма – упражнения, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

- формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания;

- развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц;

- развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций;

- развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

Заключительный этап.

На данном этапе работы провела сравнительный мониторинг уровня речевого развития детей по вышеобозначенным направлениям.

Результаты применения технологии

Данные сравнительного мониторинга, проведённого в начале и в конце вводного курса занятий, показали, что практически у всех воспитанников имеется положительная динамика в состоянии уровня речевого развития по всем направлениям. Хороших результатов удалось добиться на уровне звукопроизношения: у десяти воспитанников из двадцати некоторые дефектные или отсутствующие в речи звуки появились или скоррректировались самостоятельно, без применения специальных методов индивидуальной постановки звуков.

Исходя из непосредственного наблюдения за детьми, а так же полученных данных обследования можно сделать вывод, что достигнуты главные цели технологии логотренинга :

- у детей вызван интерес к логопедическим занятиям;

- артикуляционный аппарат и мелкая моторика подготовлены к проведению занятий основного этапа;

- реализованы формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей;

- достигнута положительная динамика в развитии речевых навыков детей.

Таким образом, технология вводного курса «Логотренинг»-это эффективная форма подготовительных логопедических занятий, направленная на успешную подготовку к правильному восприятию и воспроизведению звуков. Занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т. д. В результате чего у детей прослеживается положительная динамика речевого развити

Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия.

На подготовительном этапе коррекционной работы проводится детям массаж и обучение разнообразным приёмам самомассажа с применением Су-Джок массажеров (в виде специального пластмассового шарика и пружинных колечек).

Такие упражнения служат для развития мелкой моторики пальцев рук, параллельно решая задачи улучшения психоэмоционального состояния детей, обогащения их словарного запаса, развития грамматического строя речи. При этом происходит воздействие на биологически активные точки, регуляция мышечного тонуса, стимуляция внутренних органов.

Впоследствии дети овладевают навыками самомассажа ладоней и пальчиков рук и эти упражнения становятся приятным дополнением как при индивидуальной работе, так и на подгрупповых занятиях. Активно используются данные массажёры для упражнений, направленных на развитие внимания и памяти. Поскольку, ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, всю работа строится в игровой форме, с использованием весёлых стишков, прибауток, сказок.

А также я использую в своей работе следующие приё мы и методы:

- Ориентация в пространстве и собственном теле – активизирует нервные процессы, обостряет внимание, кинетическую память.

- Дыхательная гимнастика – стимулирует работу мозга, регулирует нервно - психические процессы.

- Использование музыки – элементы музыкотерапии.

- Зрительная гимнастика - снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации.

-Релаксирующие упражнения, снимающие напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата.

- Кинестетические или, говоря иначе, двигательные, ощущения возникают при движении тела человека или отдельных его частей (рук, ног, головы) и кинезиологические упражнения - это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивают сенсорику, помогут активизировать различные отделы коры головного мозга.

Считаю, что каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе, по своей образовательной траектории. В моей группе разные дети, с разнообразными индивидуальными особенностями развития. При формировании групп мною учитываются особенности развития речевых и психических процессов, личностное отношение детей к окружающей действительности, степень освоения программного материала, интерес к изучению нового материала. Применяю дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности коррекции нарушений речи у детей дошкольного.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Использование инновационных педагогических технологий в работе учителя-логопеда В любой педагогической системе «Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача.

К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ Решая одну из главных задач, которую ставит перед педагогами ФГОС: создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда» .

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста» С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который предъявляет ряд.

Сообщение к родительскому собранию на тему «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте» Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я хочу вам рассказать о специфике работы логопеда на логопедическом пункте. Логопункт – кабинет.

Сообщение к родительскому собранию «Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте» Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня я хочу вам рассказать о специфике работы логопеда на логопедическом пункте. Логопункт – кабинет.

Сотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пунктеСотрудничество логопеда и родителей на логопедическом пункте Речь - это путь к общению, новым впечатлениям и жизненному опыту, путь к расширению представлений об окружающем его мире. Задолго до появления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте
Опубликовано: 31 декабря 2018 в 09:41
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий в образовательной деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте» (включая файлы) размещена пользователем Галина Рязанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД