Ольга Колачева
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. (Слайд № 2) Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка и его успешного обучения в школе. (Слайд№ 3)Компьютер, может быть применен, как средство расширения возможностей воспитательно- образовательного процесса в детском саду. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых - обратить этот интерес в нужное русло. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе.
Публикация «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Компьютерные технологии помогают : Слайд № 4
• в коррекционно-развивающей работе с детьми;
• в работе с родителями и коллегами;
• в работе в сетевых сообществах;
• для организации профессиональной деятельности, ведения документации.
Занятия по коррекции дисграфии с применением компьютера – это актуально и своевременно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности ребенка, выступает как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Слайд № 5 Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание играть и действовать. Этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления. Одной из важных задач для детей с ограниченными возможностями здоровья является овладение полноценной речью. Родной язык помогает адаптироваться ребенку к жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму, а также является активным, могучим стимулом всестороннего развития личности. Слайд № 6
Дисграфия – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся, и является препятствием в овладении грамотой и усвоении родного языка. Сегодня проблема формирования предпосылок к овладению устной и письменной речью детьми с различными речевыми нарушениями является как никогда актуальной. Практический опыт учителей, а также специальные исследования показывают, что дети с различными уровнями речевого развития, характером речевых нарушений хуже адаптируются в новой социальной среде. Недостаточно усваивают программу в силу особенностей базовых психических процессов и функций, мыслительной деятельности, запоминания. Недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, страдает координированность движений. Письмо и письменная речь являются сложными системными и произвольными психическими процессами, включающими в свою работу различные анализаторы. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений.
Дисграфия – нарушение навыков письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Слайд № 7
Виды дисграфии :
1. Аграмматическая
2. Оптическая
3. На почве нарушений языкового анализа и синтеза.
4. Артикуляторно - акустическая дисграфия.
5. На основе нарушений фонемного распознавания.
Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка старшего дошкольного возраста должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма: Слайд 8
• Умение различать звуки, включая акустически и артикуляторно близкие.
• Правильное произношение звуков.
• Достаточный словарный запас и уровень развития лексико- грамматического строя речи.
• Достаточно сформированный уровень фонетико - фонематических представлений.
Владение простейшими видами анализа: выделение звука на фоне слова, определение места звука в слове.
Выделение ударного гласного звука, определение мягкости и твердости звука.
• Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений. Умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия как круг, овал, квадрат, треугольник, больше, меньше, справа, слева, необходимы для прочного усвоения образов букв. Слайд № 9
В коррекционной работе логопеда выделяются следующие разделы: Слайд № 10
Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
Коррекция звукопроизношения;
Развитие лексического словаря, грамматического строя речи, связной речи
Коррекция слоговой структуры слова
Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики и согласованности движений рук и речи.
Предупреждение дисграфии базируется на комплексной коррекционной работе логопеда и воспитателя.
Использование презентаций, компьютерных программ для профилактики дисграфии способствует повышению эффективности коррекционно – образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляционные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь. Вырабатывается самоконтроль за произношением. Активизируется словарный запас. Совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. Благодаря последовательному появлению изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дошкольника, имеющего риск дисграфии (дисграфика.)
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ:
1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
3. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
5. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Правила применения ИКТ (или требования к организации занятий)
Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, представляется целесообразным использовать компьютерные технологии порционно, с учетом возраста ребенка.
• Не более 10-15 минут, 2-3 раза в неделю.
С осторожностью следует решать вопрос с компьютерными занятиями, если у ребенка имеются невротические расстройства, нарушение зрения и судорожные реакции.
• Нагрузка индивидуальна, с учетом психофизического состояния ребенка, наличия заболеваний.
Использование ИКТ не должно противоречить использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда.
• Обязательное проведение зрительной гимнастики (до и /или после занятий с использованием компьютера) и физкультминуток.
В коррекционно – логопедической работе я как логопед использую (можно использовать) следующие компьютерные программы:
1. «Учимся говорить правильно» программа для развития речи и формирования правильного произношения, фирмы «Ксан».
Программа способствует развитию и коррекции речи, выработке навыков правильного произношения, распознаванию звуков речи и окружающего мира.
2. Положительно оценивается логопедами практиками логопедический тренажер «Дельфа – 142». Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста.
3. «Игры для Тигры». В программе более 450 упражнений, объединенных в 4 блока. «Просодика». «Лексика». «Фонематика». «Звукопроизношение».
4. «Баба яга учится читать». Предназначена для того, чтобы ребенок приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями.
5. «Гарфильд». Программа разработана для детей от 3 до 5 лет. Дает понятие о гласных и согласных звуках.
6. «Алик. Скоро в школу» Диск разработан специально для обучения дошколят основным понятиям, необходимым для школы.
7. «Зайка Всезнайка» Диск предназначен для подготовки детей к чтению и знакомит их с гласными и согласными звуками. С геометрическими формами. Существуют и другие обучающие программы.
Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
Программа должна иметь указание на возраст ребенка;
Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;
Программа должна быть на русском языке;
Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими.
Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в игровой форме.
Таким образом, с помощью разработанных компьютерных игр и упражнений у детей поддерживается положительная мотивация посещения логопедических занятий. Улучшается эффективность работы при условии, если ИКТ не воспринимаются как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых нарушений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Как помочь особому ребенку. - С-Пб., 2000.
3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски / Т. К. Королевская // Дефектология. – 1998. - №1.
4. Комарова Т. С., Комарова И. И., Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
5. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М., Вентана-Граф, 2004.
6. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. - Пермь, 2007.
7. Никитина М. Ребенок за компьютером. - М., Эксмо, 2006.
8. https://logoburg.com/index.php