Папки-передвижки

К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ

Светлана Артюхова
К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ

Решая одну из главных задач, которую ставит перед педагогами ФГОС: создание необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, учителя-логопеды нашего ДОО в своей практической деятельности активно используют современные образовательные технологии :

Публикация «К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах

Образовательная технология - последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

В нашем ДОУ мы применяем следующие технологии :

«Здоровьесберегающие технологии»,

«Проектная деятельность»,

«Информационно – коммуникационные технологии»,

«Технология наглядного моделирования».

Здоровьесберегающие технологии.

Приоритетным направлением работы нашего детского сада является сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса. Такое направление выбрано не случайно, так как с каждым годом увеличивается число поступивших детей с ОНР, у которых идё т сочетание стойкого речевого дефекта и различных отклонений в физическом развитии: 2014-2016 – 8 из 15 детей; 2016-2018- 15 из 15 детей. В связи с этим в последние годы среди учителей - логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Использование здоровьесберегающих технологоий в деятельности учителя-логопеда становится перспективным средством коррекционно-развивающего сопровождения с детьми с ОНР. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологоии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции детей с ОНР и способствуют оздоровлению всего организма ребёнка.

В своей практической деятельности применяюся следующие здоровьесберегающие технологии :

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Мимические упражнения

Комплекс упражнений по развитию просодики.

Психогимнастика.

Используемые в логопедической работе здоровьесберегающие технологии позволяют решить ряд задач:

- сформировать правильное звукопроизношение путём развития артикуляционной моторики;

- выработать правильное речевое дыхание;

- улучшить координацию движений пальцев рук;

- развить интонационную выразительность голоса;

- научить выражать свои чувства и эмоции;

- совершенствовать пластику движений.

Мы их используем как в индивидуальной работе с детьми, так и активно применяем во время фронтальной и подгрупповой образовательной деятельности.

Технология проектной деятельности.

Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи, позволяет оформить ее в виде культурно-значимого продукта, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.

В логопедической группе детского сада мы используем краткосрочные проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР. Так по темам: "Осень” планируются проекты: "Кладовая природы”; по теме "Игрушки»” – проект: "Моя любимая игрушка»”; по теме "Профессии” – проект: "Профессия моей мамы (папы)”; по теме "Мамин день” – проект: "Портрет моей мамы”.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников детей с ОНР, учителя-логопеды координируют и направляют работу детей:

1. Помогают выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

2. Подсказывают, какие предметы и принадлежности можно использовать;

3. Планируют, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта;

4. Определяют, каких специалистов можно привлечь к осуществлению соответствующих разделов проекта;

5. Определяют, какую помощь в реализации проекта могут оказать родители.

Совместно с педагогическим коллективом группы нами разработаны следующие проекты:

2014г. «Моя любимая игрушка», «Портрет моей мамы».

2015г. «Я и моя семья».

2016г. «Москва-столица нашей Родины», «Летим на северный полюс».

2017г. «Я и моё тело», «Мои любимые сказки».

2018г. «Покормите птиц зимой», «По улицам родного города».

Презентации проектов проходили на педсоветах и мастер – классах нашего МАОУ для педагогов и родителей.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов, эффективно решает задачи формирования систематизации знаний, стимулирующие развитие познавательных и творческих способностей; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям, развития творческой самостоятельной личности и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Технология наглядного моделирования.

Технология наглядного моделирования используется по всем направлениям коррекционной деятельности и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Вся работа по формированию навыков наглядного моделирования состоит из трех этапов, и происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников и их родителей.

Этапы формирования навыков наглядного моделирования:

1. Подготовительный – это знакомство с графическим способом представления информации.

2. Основной – это развитие умения дешифровки моделей.

3. Заключительный – это формирования навыка самостоятельного моделирования.

Так при коррекции звукопроизношения используются модели артикуляции звуков, являющиеся действенным приемом исправления нарушений звукопроизношения. Они отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. В моделях артикуляции согласных звуков дается характеристика звуков по основным признакам: по наличию или отсутствию вибрации голосовых складок; по месту артикуляции; по наличию или отсутствию подъема спинки языка; по месту резонирования и по способу образования.

Виды заданий:

*подобрать слова на заданную модель артикуляции;

*выделить из текста, стихотворения слова с заданным звуком и показать соответствующую модель;

*составить слог на заданную модель артикуляции;

придумать слово со слогом, написанным при помощи

моделей артикуляции;

*определить место заданного звука в слове

(начало, середина, конец слова, обозначив его

моделью;

*добавляя разные звуки к слогу, «написанному» при помощи моделей артикуляции, получить новое слово;

*составить слова из моделей артикуляции звуков.

После того, как ребенок научился распознавать не различаемые звуки по моделям, включаем дополнительные задания:

*выделить не различаемые звуки из потока звуков (одновременно два звука, каждый звук в отдельности) показом соответствующих моделей;

*при произнесении слогов (слов, состоящих из заменяемых звуков, показывать соответствующую модель артикуляции;

*подобрать картинки, названия которых отличаются одним из не дифференцируемых звуков, при назывании которых показывать соответствующую модель артикуляции;

*выделить из текста слова с дифференцируемыми звуками, показывая при этом соответствующую модель артикуляции и т. д.

Формирование лексико-грамматических средств языка включает в себя:

* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

*подготовку к овладению диалогической формой общения;

*практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;

*усвоение притяжательных местоимений мой-моя

в сочетании с существительными мужского и женского рода;

*умение изменить форму глагола;

*овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям.

Особое внимание обращаем на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР. Самым положительным моментом в использовании пиктограмм является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образует нужное слово. Пиктограммы можно изменить, дополнить, все зависит от творчества педагога.

Следующим направлением коррекционной работы является формирование связной речи.

Опираясь на методики отечественных логопедов, исходя из программ для речевых групп, сложности речевой патологии, особенностей детей, собственного подхода к коррекционному процессу, учителями – логопедами нашего ДОО была разработана рабочая программа «Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием метода наглядного моделирования».

Проведение итоговой психолого-педагогической и логопедической диагностики и сравнение имеющихся достижений в общем и речевом развитии ребенка с данными первичного обследования, позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении его речевых возможностей.

За последние три года (2015–2018 гг.) группы для детей с ОНР закончили 44 ребенка: с чистой речью – 80%, со значительным улучшением – 18%, без значительных улучшений – 2% (ребенок с врожденной патологией). Наметилась тенденция увеличения количества выпускников, продолжающих обучение в гимназиях, лицеях, классах углубленного изучения определенных предметов:

• 60% выпускников коррекционных групп поступили в средние общеобразовательные школы;

• 38% – в гимназии и лицеи;

• 2% – в коррекционные классы.

Таким образом, использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности учителей – логопедов, обеспечивает дошкольникам с ОНР дальнейшее успешное обучение в школе, способствует их полноценному участию в жизни общества, их эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Литература

1. Акименко В. М Развивающие технологии в логопедии/ В. М. Акименко. – М. : Феникс, 2011. – 111 с.

2. Волковская Т. Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи / Т. Н. Волковская // Учебно-методическое пособие. М. : Издательство «Национальный книжный центр», 2011. – 144 с.

3. Волковская Т. Н. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии: [Монография] / Т. Н. Волковская. – М. : Издательство «Образование», 2009. – 272 с.

4. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. - М: Дрова, 2009.

5. Основы логопедической работы с детьми: учебн. Пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ под общ. ред. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд. ,испр. – М. : АРКТИ, 2009. – 240 с.

Публикации по теме:

Об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках ФГОС требуют от педагога ДОУ использование современных образовательных технологий.

Презентация «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО - КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется.

Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ-технологий Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ – технологий в образовательном процессе. Существует.

Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда Методическая тема: «Использование технологии интегрированного обучения в практике учителя-логопеда». Крылова Татьяна Вячеславовна Учитель.

Опыт работы по использованию современных образовательных технологий в ДОУ Использование современных образовательных технологий. С введением ФГОС ДО школьная модель обучения навсегда ушла в прошлое, и на смену старым.

Организация взаимодействия в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ по вопросу развития речи детей В исправлении речевых нарушений у детей дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь всех направлений работы учителя-логопеда и.

Отчет об использовании современных образовательных технологий согласно ФГОС до в воспитательно-образовательном процессе Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это всестороннее развитие личности дошкольника. Свою основную цель мы видим в обеспечении.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе в младшей группе Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать.

Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе Отчет об использовании современных здоровьесберегающих технологий в работе. Будьте добрыми, если захотите; Будьте мудрыми, если сможете;.

Программа «Продетей» в практике работы учителя-логопеда К практике применения методики игрового обучения твердым и мягким навыкам в феврале 2018 года присоединилась подготовительная логопедическая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 4 декабря 2018 в 20:05
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «К вопросу об эффективном использовании современных образовательных технологий в практике учителя-логопеда ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Артюхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД