Елена Жданова
Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Тема: «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»
Слайд 2
Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина : «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».
Публикация «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников» размещена в разделах
• Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
• Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.
Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.
• Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.
Слайд 3
Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Слайд 4
В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из них предложен учёными Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Они выделяют пять видов технологий : задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Для познавательного развития детей я активно использую игровые технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
Слайд 5
«Игра порождает радость, свободу,
довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
(немецкий педагог Фридрих Фрёбель)
Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая психическое развитие ребенка.
Слайд 6
Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:
• игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
• в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
• игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;
• игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
• в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы принципы и способы мышления;
• игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного
освоения ценности культуры.
Игровые технологии, которые я использую в своей работе для познавательного развития :
1. ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.
2. Игры занятия с блоками Дьенеша.
3. Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.
4. Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.
Слайд 7
- ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов.
Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитываю следующие дидактические принципы:
1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
2. Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
3. Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей
- Игры с использованием ТРИЗ технологий - позволяют развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:
Примеры игр:
Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).
- фантастические гипотезы;
- Противоречия в ситуациях; Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.
Слайд 8
Игра «Да-нетка»
В игре дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал.
Слайд 10
- Метод «Моделирования маленькими человечками»;
Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное)
Слайд 11
Игра представлена в виде карточек на которых изображены фигурки «маленьких человечков». Она помогает совершать ребёнку первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.
С помощью таких "человечков” дети составляют различные модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т. д.
Слайд 13
- Игры занятия с блоками Дьёнеша
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Особенности содержания данной технологии в развитии детей дошкольного возраста :
- Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с формой предметов и геометрическими фигурами;
- Формирование у детей мыслительных умений: умения анализа, сравнения, классификации, обобщения и д. р., а также логические операции.
- Развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме.
- Развитие у детей внимания, памяти, восприятия;
- Развитие у детей способности к моделированию и замещению свойств.
Слайд 14
- Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.
Слайд 15,16
Н-р: на этом слайде представлена игра «Сложи узор». В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.
Слайд 17,18
Игра «Уникуб». Одна из целей игры помочь ребенку понять трехмерное пространство.
Игра способствует развитию внимания, усидчивости, учит анализу и синтезу.
Слайд 19
Игра «Сложи квадрат» способствует развитию восприятия формы.
Слайд 20
«Числовые башни». Эта игра помогает:
в усвоении состава чисел (в пределах 10).
в закреплении представлений о чётных и нечётных числах и т. д.
Слайд 21
- Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.
В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.
Следовательно, цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.
Слайд 22, 23
Данная цель достигается с помощью комплекса задач :
- формирование познавательных интересов;
- развитие наблюдательности;
- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;
- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.
На слайде игра «Геоконт». Уникальный «резиночный» конструктор.
Игра учит работать с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев.
А также развивает воображение и логику.
Слайд 24
Игра «Волшебный квадрат» Развивают творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, мыслительные процессы, умение конструировать.
Слайд 25
"Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т. п.).
Слайд 26
Играя с "Корабликом" Воскобовича, ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С помощью мачт "Кораблика" ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.
Слайд 27
Вывод:
Игровые технологии, если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую индивидуальность.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Слайд 28 (Спасибо за внимание)