МААМ-картинки

Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников

Елена Жданова
Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Тема: «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

Слайд 2

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина : «познавательные интересы», «познавательные действия» и «познавательное развитие».

Публикация «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников» размещена в разделах

Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательные действия - это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Слайд 3

Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Слайд 4

В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из них предложен учёными Н. В. Бордовской и А. А. Реан. Они выделяют пять видов технологий : задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Для познавательного развития детей я активно использую игровые технологии.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Слайд 5

«Игра порождает радость, свободу,

довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

(немецкий педагог Фридрих Фрёбель)

Игра-ведущая деятельность в дошкольном возрасте, определяющая психическое развитие ребенка.

Слайд 6

Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:

• игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;

• в игре позиция взрослого и ребёнка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;

• игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чём-либо;

• игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;

• в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы принципы и способы мышления;

• игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного

освоения ценности культуры.

Игровые технологии, которые я использую в своей работе для познавательного развития :

1. ТРИЗ-теория решения изобретательских задач.

2. Игры занятия с блоками Дьенеша.

3. Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина.

4. Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

Слайд 7

- ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить

системно, с пониманием происходящих процессов.

Используя в работе с дошкольниками элементы ТРИЗ, я учитываю следующие дидактические принципы:

1. Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.

2. Принцип открытости - нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.

3. Принцип деятельности - в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.

4. Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

5. Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей

- Игры с использованием ТРИЗ технологий - позволяют развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

Примеры игр:

Игра "Наоборот” или "перевертыши” (проводится с мячом).

- фантастические гипотезы;

- Противоречия в ситуациях; Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Слайд 8

Игра «Да-нетка»

В игре дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал.

Слайд 10

- Метод «Моделирования маленькими человечками»;

Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное)

Слайд 11

Игра представлена в виде карточек на которых изображены фигурки «маленьких человечков». Она помогает совершать ребёнку первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.

С помощью таких "человечков” дети составляют различные модели "Борща”, "Океана”, "Извержение вулкана” и т. д.

Слайд 13

- Игры занятия с блоками Дьёнеша

Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Особенности содержания данной технологии в развитии детей дошкольного возраста :

- Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с формой предметов и геометрическими фигурами;

- Формирование у детей мыслительных умений: умения анализа, сравнения, классификации, обобщения и д. р., а также логические операции.

- Развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме.

- Развитие у детей внимания, памяти, восприятия;

- Развитие у детей способности к моделированию и замещению свойств.

Слайд 14

- Педагогическая технология развивающих игр Б. П. Никитина

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Б. П. Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т. д. и т. п.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

Слайд 15,16

Н-р: на этом слайде представлена игра «Сложи узор». В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности.

Слайд 17,18

Игра «Уникуб». Одна из целей игры помочь ребенку понять трехмерное пространство.

Игра способствует развитию внимания, усидчивости, учит анализу и синтезу.

Слайд 19

Игра «Сложи квадрат» способствует развитию восприятия формы.

Слайд 20

«Числовые башни». Эта игра помогает:

в усвоении состава чисел (в пределах 10).

в закреплении представлений о чётных и нечётных числах и т. д.

Слайд 21

- Педагогическая технология интенсивного развития интеллектуальных способностей В. В. Воскобович.

В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который получается при решении проблемных и творческих задач.

Следовательно, цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей.

Слайд 22, 23

Данная цель достигается с помощью комплекса задач :

- формирование познавательных интересов;

- развитие наблюдательности;

- исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;

- развитие творческого мышления, эмоциональной сферы;

- формирование базисных представлений об окружающем и коммуникативных способностей.

На слайде игра «Геоконт». Уникальный «резиночный» конструктор.

Игра учит работать с координатной сеткой, тренирует мелкую моторику и кисти и пальцев.

А также развивает воображение и логику.

Слайд 24

Игра «Волшебный квадрат» Развивают творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, мыслительные процессы, умение конструировать.

Слайд 25

"Лепестки" Воскобовича развивает цветовое и пространственное восприятие ребенка. "Лепестки" можно использовать и для развития навыков счета (отсчитать нужное количество, определить порядковый номер и т. п.).

Слайд 26

Играя с "Корабликом" Воскобовича, ребенок легко осваивает счет в пределах 100. С помощью мачт "Кораблика" ребенок получит не абстрактное, а образное представление о счете десятками и о составе числа.

Слайд 27

Вывод:

Игровые технологии, если их использовать в системе и целенаправленно, способствуют формированию мыслительных операций, развитию психических процессов, обеспечивают развитие активности, самостоятельности творческих сил, формируют детскую индивидуальность.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Слайд 28 (Спасибо за внимание)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование современных кейс-технологий для коммуникативного развития студентов «Использование современных «Кейс — технологий» для коммуникативного развития студентов при изучении междисциплинарного курса теоретические.

Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ ГОКУ «Школа – интернат р. п Квиток» Доклад «Использование современных образовательных технологий в коррекции эмоционально-волевой.

Использование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольниковИспользование дидактических игр современных игровых технологий Т. А. Сидорчук, Г. С. Альтшуллера в воспитании дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию различных видов детской деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи дошкольниковИспользование информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи дошкольников Представление опыта работы по использованию информационно-коммуникационных технологий и образовательных конструкторов для развития речи.

Использование мнемотаблиц для познавательного развития дошкольниковИспользование мнемотаблиц для познавательного развития дошкольников Мнемотехника - это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в группе комбинированной.

Особенности познавательного развития дошкольника в мире современных технологий Познавательный интерес - это есть познавательная потребность, и по-буждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ по-знавательный.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУОтчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУ Отчет об использовании современных образовательных технологий Современный воспитательно-образовательный процесс в ДОУ в связи с требованиями.

Проблема в решении задач развития связной речи детей дошкольного возраста знакома воспитателям . Противоречие в том, что в благоприятный период развития и обогащения речи ребенок описывает предмет (явление, событие) парой слов; рассказывает.

Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Красовская Елена Анатольевна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 17:43
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Жданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД