Марина Моисеева
Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе в группе комбинированной направленности.
«Наша работа совсем не простая!
С детьми мы по жизни в их завтра идём…
Мы сеем разумное, доброе, вечное,
Чтоб вырос красивый, большой человек.
Чтоб нам не стыдиться за это вовек!
…А детям всем надо вниманье, заботу,
Домашний очаг и семейный уют,
А я приоткрою им сердце пошире
и дам всем детишкам в нём тёплый уют».
Публикация «Использование новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе» размещена в разделах
Я, Моисеева Марина Валентиновна, работаю в ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга». На протяжении последних 5 лет работаю в группе комбинированного вида №7 «Радужка» комбинированного вида. За этот промежуток времени прошла курсы повышения квалификации в объёме 236 часов. В работе с детьми внедряю современные образовательные технологии : здоровьесберегающие, ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, проектная деятельность, экспериментальная деятельность, художественно-творческого развития, информационно-коммуникативные.
Здоровьесберегающие технологии.
Дети с ОВЗ, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Поэтому мне, как воспитателю, в своей деятельности приходится исправлять и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Моя деятельность направлена на становление осознанного отношения ребёнка к здоровью, накоплению знаний о здоровье, решению задач здорового образа жизни и безопасного поведения. Здоровьесберегающие технологии реализую с учётом требований СанПиН.
В своей работе, я использую следующие здоровьесберегающие технологии, сохраняющие и стимулирующие здоровье:
1. Дыхательная гимнастика. Проводится в различных формах оздоровительной работы во время гимнастики, после дневного сна, на физкультурных минутках.
2. Игры с пособиями. Для развития мелкой моторики проводятся ежедневно, в любое время, а также и в ООД.
3. Формирование культурно-гигиенических навыков. Каждый день.
4. Динамические паузы. Во время ООД, по мере утомляемости детей.
5. Подвижные и спортивные игры. На физкультурных занятиях, на прогулке, в групповой комнате.
6. Релаксация. Спокойная классическая музыка, звуки природы.
7. Пальчиковая гимнастика. В любое время, особенно с детьми, имеющими речевые дефекты.
На информационных стендах для родителей я размещаю материал с описанием комплексов упражнений для развития общей моторики, пальчиковые игры. Для информирования более широкого круга родителей, я размещаю свои авторские публикации на сайте ДОО – https://www.ds18.cuso-edu.ru, а также на международном образовательном портале Maam.ru – https://www.maaam.ru (приложение №4).
Уже стало традицией проводить с родителями и детьми развлечения, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
В своей работе, по формированию здорового образа жизни, я использую нестандартное спортивное оборудование, автором которого являюсь (раздел №5).
С 2012 года, в своей работе с детьми, я использую программу «Разговор о правильном питании». Я считаю, что данная программа необходима для детей дошкольного возраста, так как цель данной программы сформировать у дошкольников представление о важности правильного питания, как основной части сохранения и укрепления здоровья. Опыт работы по реализации данной программы я приобрела на мероприятиях разного уровня:
• Март 2012 года. Областной семинар «Формирование основ культуры питания, как составной части здорового образа жизни».
• Октябрь 2012 года. Региональный семинар, с участием автора образовательной программы «Разговор о правильном питании» ИВФ РАО к. п. н. Макеевой А. Г., СИПКРО в объёме 8 часов (приложение №4).
Свой опыт работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» в ДОО представляю на мероприятиях разного уровня, получаю высокую оценку:
• Апрель 2013 года. Областной методический семинар-совещание по обобщению промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы «Формирование культуры здоровья, здорового питания у воспитанников в дошкольном образовании».
• Май 2014 года. Региональный научно-практический семинар «Формирование культуры питания у обучающихся воспитанников в образовательной организации : интерактивная среда обучения».
• Октябрь 2014 года. Региональный информационно-методический семинар по проблеме «Образовательная программа «Разговор о здоровье и правильном питании». Института возрастной физиологии РАО».
• Ноябрь 2014 года. Педагогический совет внутри ДОО «Здоровое поколение – современные ориентиры».
В связи с тем, что дети с ОВЗ отличаются повышенной тревожностью, проблемами эмоционального состояния, низким уровнем психомоторного развития, я использую песочную терапию.
В 2014 году я, в соавторстве с педагогами ДОО, разработала программу дополнительного образования «Детям всерьёз о здоровье» (приложение №7). Данная программа обладает новизной, содержание программы может быть реализовано двумя путями:
• Первый – как самостоятельная программа дополнительного образования.
• Второй – как дополнительное интерактивное пособие к любой из ныне действующих программ по здоровьесбережению.
Методические разработки по реализации программы я разместила на следующих сайтах: ДОО; Социальная сеть работников образования; Академия Развития творчества «АРТ-талант»; Международный образовательный портал «Maaam.ru» (приложение №4).
Результаты использования здоровьесберегающих технологий (по результатам мониторинга) : развитие физических качеств детей, снижение уровня заболеваемости воспитанников по группе 0,1% (средний показатель по ДОО – 0,4%); посещаемость в группе составляет 87% (средний показатель по ДОО 79%).
Большинство родителей отметили, что проведённая работа по формированию основ правильного и здорового питания, оказала влияние на организацию правильного питания в семье.
Вывод.
Применение в работе современных здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у родителей воспитанников ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. В дальнейшем планирую продолжить использовать данную технологию в работе с детьми и их родителями, участвовать в мероприятиях организованных на разных уровнях, обобщать опыт и делиться им с коллегами.
Технология ОТСМ – ТРИЗ – РТВ.
Технологию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ я применяю в своей образовательной деятельности с июня 2014 года после прослушивания авторских курсов Т. А. Сидорчук, в дальнейшем я продолжала и продолжаю посещать курсы по данному направлению (раздел №1).
Технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. ТРИЗ-технология – одна из наиболее интересных педагогических технологий, способствующих развитию нестандартного, сильного мышления и я, как педагог, работающий в комбинированной группе, понимаю, что данная технология помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка, так как образовательная деятельность с использованием ТРИЗ-технологии – это игра, импровизация, детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Именно методы ТРИЗ-РТВ, наилучшим образом, помогают мне решать проблемы речевого развития. В качестве методического обеспечения я использую целый ряд дидактических игр, а также такие методы, как: «мозговой штурм», решение противоречий, фонтаграмма, этажный эвроритм и многие другие. Для более эффективной работы с детьми, я разработала многофункциональное пособие «Радужка-познавайка», которое привлекает детей своей красочностью и доступностью.
Глубокое изучение данной технологии позволили мне стать руководителем творческой группы по проблеме «Формирование ключевых компетенций дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ-РТВ» (приложение №7).
Моё внимание привлекло то, что для широкой родительской аудитории существует мало пособий с описанием, как обучать, развивать и воспитывать детей на основе ТРИЗ-технологии. Поэтому я стала приглашать родителей на открытые просмотры образовательной деятельности (приложение №6, издавать информационные брошюры с описанием режимных моментов игр, а так же организовала мастер-класс «ТРИЗ-технология – технология развивающего обучения», также была участником мастер-класса «Новая технология – для современного ребёнка» (приложение №4). Благодаря этим мероприятиям родители:
1. В доступной форме познакомились с основными задачами ТРИЗ-РТВ, с её методами и приёмами.
2. Пополнили игровой багаж семьи новыми играми для развития и полезного досуга.
Опыт работы обобщаю в виде конспектов ООД, материалами из опыта работы поделилась с педагогами в ЭОР (приложение №4).
В результате у детей развиваются (по результатам мониторинга) :
1. Разные виды мышления.
2. Творческое воображение.
3. Общеучебные умения.
4. Навыки взаимодействия в коллективе.
Вывод.
Технология ОТСМ-ТРИЗ-РТВ помогает научить ребёнка логически мыслить и правильно строить свои суждения, помогает объединить семью и детский сад любовью к ребёнку, общим пониманием его развития, поиском новых форм взаимодействия. Работу я буду продолжать, совершенствовать с помощью организованных курсовых слушаний и самообразования.
Проектная деятельность.
Как показал мой опыт работы, организация проектной деятельности оказывает положительное влияние на развитие личности, способностей детей с ОВЗ, способствует коррекции недостатков их речевого развития.
В процессе выполнения проектной деятельности дети совместно с педагогами и родителями учатся планировать свои действия, обсуждают информацию, делятся впечатлениями, берут интервью у собеседника, зарисовывают ответы, проводят досуги и праздники.
В процессе работы по внедрению проектной деятельности с детьми ОВЗ решаются следующие задачи:
• Эффективная организация проектной, познавательно-исследовательской деятельности;
• Расширение кругозора детей, имеющих речевые дефекты, развитие их познавательных, коммуникативных и социальных способностей через проектную деятельность;
• Обогащение содержания игровой деятельности воспитанников;
• Развитие детско-родительских отношений.
На протяжении пяти лет мною были реализованы следующие проекты:
• «Давайте познакомимся»
• «Дары осени»
• «Каргопольская игрушка»
• «Мир открыток»
• «Это чудо яблоко»
• «Любимая игрушка семьи»
• «Покормите птиц зимой»
• «Цирк, цирк, цирк»
• «Занавес открываем, театр начинаем»
• «Этот день победы»
• «Бещевская вишня»
В 2014 году в нашем саду был запущен долгосрочный проект «Г-1 в вехах истории», который знакомит детей с историей возникновения района родного города Жигулёвск, названием улиц, его жителями, достопримечательностями. В данный момент наша группа продолжает знакомство с историей родного микрорайона через проект «Приобщение дошкольников к истории, традициям, обычаям и культуре народов Поволжья (Чуваши)». Цель проекта – расширить и углубить знания детей о малой Родине; воспитание любви и уважения к национальным традициям чувашского народа.
Реализованные проекты (по результатам мониторинга) способствовали созданию атмосферы психологического благополучия воспитанников, развитию у них познавательных способностей, творческого воображения и мышления, коммуникативных навыков, коррекции речевых нарушений
Вывод.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что внедрение проектной деятельности с детьми ОВЗ, позволяет им социально адаптироваться в среде сверстников, преодолеть неуверенность в себе, стать активными и самостоятельными.
Технология экспериментальной деятельности.
Технология экспериментальной деятельности способствует интеллектуальному развития дошкольников. Для организации поисково-экспериментальной деятельности организовала Центр экспериментирования в группе. Организацию познавательно-исследовательности осуществляю через разнообразные приё мы повышения активности детей:
• обеспечиваю интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого ребёнка в его деятельности;
• помогаю составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
• использую приёмы развития творческого воображения через технологию ОТСМ-ТРИЗ-РТВ.
В ходе реализации технологии отмечены позитивные изменения в развитии познавательно-исследовательской сферы детей (по результатам мониторинга).
Организацию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников продолжаю, материалы дополняются, уточняются,обощаются и реализуются в ДОО.
Технология художественно-творческого развития.
Технологию художественно-творческого развития реализую в организации ООД, режимных моментов, самостоятельной деятельности и в работе кружка «Оригамушка». Кружок «Оригамушка» я веду с 2012 года и являюсь автором экспериментальной программы. Основной принцип кружка – «Обучаемся делая». Считаю необходимым применение этой программы для детей с ОВЗ, так как данная программа является средством решения многих педагогических задач, в частности развитие мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в том числе и на развитие речи.
Опыт работы кружка презентовала:
• 2013 год. Выступление на педагогическом совете «Развитие ребёнка в продуктивной деятельности».
• 2014 год. Презентация деятельности кружка «Оригамушка» перед родителями детей ДОО.
• 2014 год. Окружная творческая мастерская художественно-эстетического цикла для педагогов «Развитие детского творческого конструирования».
Кроме того, презентацию детских работ я осуществляю через праздничное оформление помещений ДОО, участие воспитанников в городских, Всероссийских и Международных конкурсах на которых воспитанники становятся победителями и лауреатами (приложение №3).
Таким образом, художественно-творческое развитие (по результатам мониторинга) :
• Дисциплинирует;
• Развивает речь;
• Воспитывает усидчивость, ответственность, аккуратность;
• Влияет на формирование самостоятельности, самооценки, уверенности в себе.
Информационно-коммуникативные технологии.
Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий (ИКТ) во всех направлениях работы ДОО. Компьютер имеет большое значение в организации моей работы. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средством оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Я использую мультимедийные презентации и познавательные фильмы в программе Microsoft Office Power Point для повышения эффективности образовательной деятельности с воспитанниками. Мной созданы презентации:
• Для детей – «Это чудо яблоко»; «Все работы хороши – выбирай на вкус»; «Цирк, цирк, цирк»; «Овощи и фрукты – полезные продукты».
• Для родителей – «Культура поведения за столом»; «Оригами для детей»; «Вредные и полезные продукты».
• Для педагогов – «Использование дидактических игр и упражнений для развития интегративного качества»; «Отчёт творческой группы по реализации технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ»; «Культура питания, как одна из составляющих здоровья дошкольника».
Подготовила презентации выступлений на семинарах и мастер-классах:
• Окружной практический семинар «Значение дидактических игр для детей коррекционных групп».
• Окружная творческая мастерская «Волшебный квадрат».
• Региональный информационно-методический семинар «Использование дидактических игр для формирования у детей культуры питания».
• Международный образовательный портал Maaam.ru, методическая разработка «Дед Мороз и лето», «Нестандартное спортивное оборудование», «Оформление участка в летний оздоровительный период», «Использование дидактических игр для формирования культуры питания».
В работе с детьми я использую интерактивную доску Elite Panaboard. Образовательную деятельность я организую так, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Кроме того, для оснащения образовательного процесса в ДОО, я создала методические разработки, с использованием интерактивной доски, по речевому развитию для детей 5-6 лет. Так же в соавторстве с моими коллегами были созданы методические разработки, с использованием интерактивной доски, к программе «Детям всерьёз о здоровье» и комплекс интерактивных дидактических игр по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ «Волшебный мир преобразования». Все методические разработки я размещаю на сайтах: ДОО; Социальная сеть работников образования; Академия развития творчества «АРТ-талант»; Международный образовательный портал Maaam.ru. Так же с данными методическими разработками я участвую в Всеросийских конкурсах профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений и являюсь лауреатом этих конкурсов (раздел №10). Для того, чтобы демонстрировать свой педагогический опыт, делиться своими методическими разработками с коллегами, я создала электронное портфолио и свой персональный сайт на Международном образовательном портале Maaam,ru (раздел №10).
Результат применения ИКТ в работе с детьми: повышенный интерес; концентрированное внимание детей к информации; высокая познавательная активность; положительные эмоции на изучаемый материал.
Вывод.
Эффективно используя ИКТ, ЭОР, приобрела новый стиль в организации своей деятельности и педагогической работе. Внедрение информационно-коммуникативной технологии в свою деятельность буду продолжать и моделировать по требованиям сегодняшнего дня.
Считаю профессию педагога необычайно ответственной и думаю, что педагог никогда не должен останавливаться в своём развитии, как профессиональном, так и личном. Для меня, педагог – это высший профессионализм, с хорошими знаниями, с большим интересом к своему делу, стремлением постоянно совершенствоваться.
В дальнейшем буду повышать свой профессионализм самообразованием и совершенствовать с помощью организованных курсовых слушаний.