Екатерина Акимова
Использование современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО
▼ Скачать + Заказать документы
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Эта древняя мудрость очень хорошо сейчас подходить к новым подходам в обучении детей по ФГОС стандартам. Перед каждым учителем на сегодняшний день стоит вопрос, как интересно провести урок, довести до детей нужную информацию. Да так, чтобы учесть все виды универсальных учебных действий, такие как, личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Публикация «Использование современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО» размещена в разделах
Одна из технологий системно - деятельностного подхода в обучении, это информационно - коммуникационные технологий.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти качества помогают развивать информационно-коммуникационные технологии.
Что же такое информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций.
Почему же сейчас целесообразно использовать ИКТ на уроках? Потому что, когда мы запоминаем, то
• 10 % прочитанного
• 20% услышанного
• 30 % увиденного
• 50-70% одновременно увиденного и услышанного
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствуют яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
На уроках детям нравится, когда учитель использует интерактивную систему обучения, тестирования и голосования VOTUM
Работая в аудитории, преподаватель может использовать VOTUM не только как инструмент для проведения тестирования с целью проверки знаний в любой момент во время урока, но и как инструмент проведения уроков каждый день. Создавая слайды в программе VOTUM-web, учитель может сделать урок интересным и увлекательным для ребят. Возможность добавления графики, музыкальных и видео-файлов сделает любой урок более наглядным и понятным при объяснении материала. Тезисы на слайдах помогут ученикам правильно построить свои ответы и охватить всю тему, не упуская важные детали.
Такие слайд - презентации очень удобно делать именно в программе VOTUM-web, так как затем к каждому слайду можно добавить вопрос, и урок – презентация «превратится» в наглядный тест с поясняющими картинками и мультимедиа-файлами.
Подробные отчеты системы голосования VOTUM по каждому классу или отдельному ученику помогут учителю контролировать уровень знаний всего класса и отследить проблемные области.
документ-камера Aver Vision CP135. Она позволяет увеличить объем и скорость подачи материала на всех этапах урока. Ускоряется процесс проверки домашнего задания, когда сама работа проецируется на экран, ученик делает комментарии по своей работе, а одноклассники дают советы или высказывают свое мнение.
Lego Wedo Данный конструктор LEGO, предназначен в первую очередь для начальной школы (2 – 4 классы). Его вполне можно использовать и для работы со старшими классами. Работая индивидуально, парами, или в командах, учащиеся любых возрастов могут учиться, создавая и программируя модели, проводя исследования, составляя отчёты и обсуждая идеи, возникающие во время работы с этими моделями.
Он предоставляет средства для достижения целого комплекса образовательных целей:
• Развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели.
• Установление причинно-следственных связей.
• Анализ результатов и поиск новых решений.
• Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
• Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
• Проведение систематических наблюдений и измерений.
• Использование таблиц для отображения и анализа данных.
• Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
• Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
• Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.
Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями, однако не надо забывать и о том,что наши ученики очень живо реагируют на всё новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Таким образом, формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим, от всех ко всем.
Использование ИКТ в учебном процессе :
• усиливает положительную мотивацию обучения;
• активизирует познавательную деятельность обучающихся;
• способствует повышению качества образования.
ИКТ открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, а также позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Внедрение ИТ осуществляется по направлениям:
• создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;
• использование готовых обучающих программ;
• работа с ресурсами Интернет;
• разработка и использование собственных авторских программ.
Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока:
во время актуализации знаний;
при объяснении нового материала;
при закреплении знаний.
Но в то же время нужно помнить, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Таким образом, применение информационных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Сама я активно начала осваивать и внедрять в образовательный процесс ИКТ с момента начала работы в школе. Мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные мультимедийные презентации, участвую с детьми в сетевых проектах, использую средства сети Интернет в работе.
На уроках использую диски, на которых размещен дополнительный материал в игровой форме. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в эти пособия, способствуют повышению интереса к предметам у моих учеников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Но не только электронные диски с готовым для работы материалом я использую в работе. Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе на данный момент являются презентации. Я использую презентации не только созданные другими учителями, в которые вношу изменения, адаптируя к своему классу, но и созданные мною.
Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря Интернету я составляю презентации по самым разнообразным темам и предметам, использую фотографии, рисунки, картинки, дополнительную информацию, применяю анимацию.
Я использую ИКТ :
• при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле
• при проведении внеклассных занятий;
• участвуя в сетевых проектах;
• при проведении родительских собраний
• при проведении физических и динамических пауз, зарядки для глаз, используя элементы здоровьесберегающих технологий
Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Я убедиться,что использование информационных технологий на уроке способствует положительной мотивации обучения, активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе.
ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
1. Повышает качество знаний
2. Продвигает ребёнка в общем развитии
3. Помогает преодолеть трудности
4. Вносит радость в жизнь ребёнка
5. Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
7. Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
Преимущества использования ИКТ :
Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Облегчают деятельность педагога и создают эффективную обратную связь.
Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов.
Повышается интерес к изучаемому предмету.
Использования ИКТ – одно из главных направлений в моей педагогической деятельности. Это самообразование и саморазвитие, важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога. ИКТ только для ищущих, любящих осваивать новое учителей, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности и формирование всесторонне развитой личности.
Спасибо за внимание!