МААМ-картинки

Использование социо-игровой технологии в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Королева Валентина Петровна
Использование социо-игровой технологии в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Поэтому занятия являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.

Публикация «Использование социо-игровой технологии в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей старшего дошкольного возраста закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Одной из важных задач подготовки дошкольника к школьному обучению будет развитие у него интереса к математике. Приобщение дошкольников в игровой и занимательной форме поможет им в дальнейшем быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса.

Формированию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности. А также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле формирования элементарных математических представлений. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют разные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.

Знакомство с миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания. Через математическую деятельность с применением социо-игровой технологии у детей подготовительной группы формируются интеллектуальные способности: умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания. Развивается речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Дети имеют возможность успешно учиться в школе.

Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки.

Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки, и просто по величине (с указанием того, что считать величиной, если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту).Сериации могут быть организованы по цвету, например, по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).

Например, за столом сидят несколько ребят. На середине стола – карточки с кодом. В закрытой коробке находятся знаки отрицания того или иного признака величины.

Воспитатель: Я скажу вам, какая у меня геометрическая фигура, вы опишите ее, кладя перед собой одновременно все карточки с необходимыми знаками. Внимание! У меня круг.

Все дети кладут перед собой знак продиктованной формы.

- Он желтый.

Дети кладут карточки, означающие признак цвета.

- Он тонкий.

Дети выполняют задание, воспитательница проверяет.

- Он не является большим!

Дети смотрят на карточку, которую показывает воспитательница.

- Здесь нарисован знак «большой», но он перечеркнут крест-накрест, а

это означает отрицание «не»«не большой». Если круг не большой, то

каким он может быть?

- Маленький!

- Правильно, поэтому рядом со знаком «не большой» поместим знак «маленький».

Показывая карточку со знаком «не маленький», воспитательница просит прочитать, что он означает.

- Не маленький, - читают дети.

- Что же тогда означает этот знак?

- Большой!

Воспитательница прикрепляет к таблице обе карточки со знаками. После этого дети открывают коробочку, в которой маленькие карточки со знаками отрицания - все перечеркнутые. Вынимая карточки, они читают: «не большой», «не маленький», «не маленький, не большой» и т. д.

Дети читают знаки отрицания и определяют альтернативные значения признака величины.

- Круг желтый, тонкий, не большой - после чего проверяют, действительно ли имеющаяся геометрическая фигура является желтым тонким кругом.

Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, либо выделение группы объектов по определенному признаку.

Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их. А наиболее сложным является превращение, когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка.

Например, кубики Б. П. Никитина «Сложи узор», развивает способность детей к анализу и синтезу - важным мыслительным операциям. Сначала дети учатся составлять по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу.

«Сложи узор» - развивать способность детей к анализу и синтезу.

«Сложи квадрат» - Подвести к пониманию, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат.

Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено, сконструировано, ему легче анализировать и выделять составные части. Именно поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности, активно формирующей синтез, конструированию.

Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу делай как я. На первых порах ребенок учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида сделай такой же).

Четвертый этап заданий такого рода - творческий: «построй высокий дом», «построй гараж для этой машины», «сложи петуха». Задания даются без образца, ребенок работает по представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для этой машины.

Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).

Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других. Для выделения различных признаков объекта можно использовать игру. Найди это по указанным признакам, Что (из этих предметов) большое желтое? (Мяч и медведь.) Что большое желтое круглое? (Мяч.).

Ребенок должен использовать роль ведущего так же часто, как и отвечающего, это подготовит его к следующему этапу - умению отвечать на вопрос: «Что ты можешь рассказать о нем? (Арбуз большой, круглый, зеленый. Солнце круглое, желтое, горячее.)». Или: «Кто больше расскажет об этом? (Лента длинная, синяя, блестящая, шелковая)». Например, игра «Загадка-описание», придумайте загадку-описание об одном из предметов. Команды ищут предмет в помещении. Время (песочные часы, хранитель времени. Если отгадали, поднимают руку, кто не знает просит помощи у др. детей.

Рекомендуется сначала учить ребенка сравнивать два объекта, затем группы объектов.

Типы заданий на сравнение:

Задания на разделение группы объектов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие и т. п.).

Все игры вида «Найди такой же» Для старших детей предлагаются упражнения, в которых количество и характер признаков сходства может широко варьироваться.

Умение выделять признаки объекта и, ориентируясь на них, сравнивать предметы является универсальным, применимым к любому классу объектов. Сформированное и хорошо развитое, это умение затем будет переноситься ребенком на любые ситуации, требующие его применения.

Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированости операций анализа,

сравнения и обобщения) .

При классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.

Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить :

По названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики).

По размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну коробку длинные карандаши, в другую - короткие).

По цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые).

По форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики).

По другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и, кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.

Например, «Определи, какой предмет нужно нарисовать». Обозначение геометрических фигур при помощи символов, кодирование с помощью блоков Дьенеша. Кто из мальчиков во что играл». Игра «Вьетнамская игра».

Логическое дерево «Деревья» «Найди недостающее насекомое» «Кто из 4 мальчиков опоздал в школу». - помощью палочек Кюизенера Игра «Волшебный круг».

Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.

Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выполнение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно. Например, классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все –

летают, эти все - бегают и др.

«Найди закономерность в расположении геометрических фигур». «Какую вещ купила мама каждой из трех девочек» Логическое дерево «Посуда». Игра «Колумбово яйцо.».

Е. Ершова, В. Букатов предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игры –задания для рабочего настроя

2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения, педагога с детьми, и детей друг с другом.

3. Игровые разминки –объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьезным выигрышем. В них доминирует механизм эффективного отдыха.

4. Задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский вариант.

Игры для создания рабочего настроя и объединения в малые группы.

а/ «Разрезная открытка»

Каждый участник вытягивает фрагмент разрезной открытки и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления открытки

Команды образовались.

б/ Выбор капитана с помощью считалки.

А сейчас с помощью считалки в каждой команде надо выбрать капитана (с помощью считалки выбирается капитан команды.)

г/ Определение персонального названия команды.

Следующее название для микрогрупп сложить числа дней рождения (только дни, без месяцев) – получившаяся сумма и будет персональным названием команд. Капитаны пишут на подставке получившееся число.

При проведении игровых заданий и упражнений придерживаюсь следующих 9 правил социо-игровых подходов к педагогике:

- позиция воспитателя. Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их;

- снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки (и тогда каждый ребёнок – особенный, талантливый);

- свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам;

-смена мизансцен, т. е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала;

-ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки;

-преодоление трудностей у детей не вызывает интереса то, что легко и просто; то, что трудно, - интересно;

-движение или активность;

-жизнь детей в малых группах;

-принцип полифонии: за 133 зайцами погонишься, глядишь, и наловишь с десяток.

Игра «Кубики для всех».Правила игры в «Kубики для всех» похожи на правила игры «Уникуб». Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.

Ребенку тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна, которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить,а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на «потолке» своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Но построение моделей по рисункам-заданиям является сравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять.

Фигурки для игры обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию можно несколькими десятками способов.

Ребенку можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа ит. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: «Для новых моделей Вани.» Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок,следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.

Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Пусть сам ребенок зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой новое задание и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.

Логические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач, а также для индивидуальной работы по закреплению знаний детей во второй половине дня.

Такие игры в структуре занятия определяются возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия.

Для дошкольников возможны эмпирические виды обобщения, то есть обобщения результатов своей деятельности. Для подведения детей к такого рода обобщениям, взрослый соответствующим образом организует работу над заданием; подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, чтобы подвести ребенка к нужному обобщению. При формулировке обобщения следует помогать ребенку

правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты.

При подборе материала для задания нужно следить за тем, чтобы не получился набор, ориентирующий ребенка на несущественные признаки объектов, что будет подталкивать к неверным обобщениям. При эмпирических обобщениях ребенок опирается на внешние видимые признаки объектов, что не всегда помогает правильно раскрыть их сущность и определить понятие.

Также для развития логического мышления можно использовать игры-головоломки, или геометрические конструкторы, что состоит в том, чтоб создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу. Игры-головоломки привлекают детей своей занимательностью, свободой действий, подчинению правилам, возможности проявлять творчество и фантазию. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развивают ум. Дети учатся догадываться, доказывать.

Таким образом, эффективность использования логических игр в работе с детьми дошкольного возраста для ознакомления детей с геометрическими фигурами развития мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления; развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения; развития творческих способностей.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения. При выполнении всех приведенных выше примеров заданий и систем заданий ребенок упражняется в этих умениях, поскольку в их основе также лежат умственные действия; анализ, синтез, обобщение и др.

Логическое мышление, являясь высшей ступенью в умственном

развитии ребёнка, происходит длительный путь развития. На ранних ступенях развития ребёнок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путём ряд конкретных, наглядных задач.

Публикации по теме:

Проект «Логические кубики». Технологии в процессе формирования логического мышления ребенка Пояснительная записка. Интеллект человека определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления. А. З. Зак Умственное.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр АКТУАЛЬНОСТЬ Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка.

Использование игровых технологий как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста Андреева Мария Николаевна, воспитатель ГБОУ СОШ №1 «Образовательный центр» с. Сергиевск с. п. д/с «Сказка». Использование игровых технологий,.

Конспект образовательной деятельности по социо-игровой технологии «Перелетные птицы» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по социо-игровой технологии «Перелетные птицы» Программное.

Конспект познавательного занятия «Чудо — ложки» с использованием социо-игровой технологии для старшего дошкольного возраста Конспект познавательного занятия «Чудо - ложки» с использованием социо-игровой технологии (старший дошкольный возраст) Цель: создание.

Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей» МУНИЦИПАЛОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ «ОКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД» Методические рекомендации «Использование блоков.

Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста 2 слайд - «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет.

Презентация «Развитие логического мышления в процессе работы с блоками Дьенеша с детьми дошкольного возраста» Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование социо-игровой технологии в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 14:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование социо-игровой технологии в процессе развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Королева Валентина Петровна (УИ 390974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД