Суркова Анастасия
Методические рекомендации «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕИЕ «ОКСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
Методические рекомендации
«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей».
Подготовила воспитатель 1 кв. категории Алексеева А. В.
2019 год
Часть 1. Пояснительная записка
Публикация «Методические рекомендации „Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления детей“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша названы универсальным множеством, позволяющим формировать представления детей о свойствах предметов и вещей. Логические блоки позволяют ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств предметов, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и т. д. вот почему задача обучения с помощью блоков Дьенеша в настоящее время актуальна. Дидактический материал «Логические блоки» успешно используется во многих странах мира. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Цели и задачи:
• Ознакомление детей со свойствами предметов : цветом, формой, размером;
• Развитие мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и др.
• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• Развитие познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения;
• Развитие творческих способностей.
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Данные методические рекомендации адресованы педагогам и родителям.
Часть 2 Методические рекомендации
2.1 Материалы, необходимые для проведения дидактических игр и упражнений
Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая.
Кроме логических блоков необходимы карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, величина, толщина).
Для проведения некоторых игр и упражнений следует дополнительно приготовить вспомогательный материал игрушки - персонажи, обручи, веревочки и пр.
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки, разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки, и в конце - полный комплект фигур (48 штук). Это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.
2.2 Принципы работы
При организации работы необходимо учитывать следующие принципы:
1. Принцип систематичности и последовательности.
Для этого разработала перспективный план (Приложение № 1). Работу по изучению материала построена так, чтобы новые знания детей опирались на ранее полученные. Планирование отражает последовательность в изучении и закреплении материала.
2. Принцип наглядности.
Этот принцип имеет особенно важное значение, потому что мышление ребенка носит наглядно - образный характер. Поэтому этот принцип реализуется через создание предметно - развивающей среды (логические блоки, схемы, чертежи, знаки – символы).
3. Принцип индивидуального подхода.
При реализации этого принципа необходимо учитывать высокую эмоциональность и возбудимость детей, а также их быструю утомляемость, учитывать характер детей, особенности мышления.
2.3 Организация работы
Прежде чем приступать к играм и упражнениям нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Большое познавательное значение имеет складывание из геометрических фигур Дьенеша домиков, машинок, башен, скворечников и т. п. В процессе постройки дети убеждаются, что во всем комплекте нет совершенно одинаковых геометрических фигур. Некоторым детям трудно строить из неодинаковых геометрических фигур Дьенеша, но некоторые прекрасно справляются. Например, большое толстое красное колесо можно получить путем соединения двух тонких той же величины, одно из которых красное (кладется сверху).
Заострять внимание детей на термине “ блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.
Начинать игры с детьми уместно с простых игр и упражнений, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
1. Найти все фигуры, как эта по цвету (по размеру, по форме)
2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме). Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине) .
3. «Волшебный мешочек» Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)
4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д.
5. «Домино» В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
6. «Раздели фигуры»
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:- Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные). А у зайки? (Все не красные).
Попробуйте разделить фигуры по-другому:
чтобы у мишки оказались все круглые;
чтобы зайцу достались все большие;
чтобы зайцу достались все желтые и т. д.
Затем в игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами фигуры и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику фигурам, используя в своем словаре слова: «красная, большая, круглая, толстая фигура» Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые «рассказывают» обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.
Для первого знакомства с карточками (отрицание используйте позже) подойдут следующие упражнения:
1. Нужно выбрать все фигуры, соответствующие данному знаку (разложить по коробкам со значками)
2. “Какой фигуры не хватает” Квадрат разделите на 9 частей. В 8 из них определенные значки. ребенок должен понять и объяснить, какой фигуры не хватает. В квадрате может быть указан один или два признака фигур
3. “Загадки” Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.
Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т. д.)
В игре «Магазин» используется уже весь набор карточек.
Карточки-символы это денежки, за которые в магазине фигур можно купить то, что нужно. Например: у ребенка карточка с символом – большая. Он может выбрать в магазине любые большие фигуры. А если на денежке знак не толстая фигура, то можно купить все тонкие (не толстые фигуры)
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно - логическому мышлению После усвоения этих умений детям предлагаются следующие игры.
1. «Кто быстрее соберет блоки!» Детям предлагается игровое упражнение: Кто быстрее всех соберет все красные блоки?» и т. д., «Поручения» Каждому ребенку по очереди поручается собрать все круглые блоки и т. д., «На свое место» Все толстые блоки положите на свое место - в большой обруч. и т. д.
Важно, чтобы дети, выполняя игровую задачу, делали все быстро и качественно. Это игровые упражнения по выявлению свойств с опорой на наглядность.
2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т. д., заселим домики жильцами – блоками : только квадратными, только толстыми и т. д.)
Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход». Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. "Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т. д. Разобраться, где должны "висеть" неквадратные и красные, желтые и треугольные. блоки в игре "На свою веточку".
Вариантом логических игр для детей являются игры с обручами. При подготовке дошкольников к подобным играм надо формировать у детей четкое представление о внутренней и внешней области по отношению к некоторой замкнутой линии.
Ведущий кладет на пол обруч, обводит указкой то место, которое находится внутри обруча, и добавляет, что вся остальная часть пола находится вне обруча. Можно задать вопрос, где сидит ребенок (внутри или вне обруча). Затем предлагается ребенку стать внутри обруча.
Все это можно повторить с веревочкой, положив ее на пол так, чтобы она образовала замкнутую линию. Разомкнув эту линию, дети убеждаются в том, что по отношению к ней нет таких мест, о которых можно было бы сказать, что они находятся внутри или вне этой линии.
Игра с одним обручем.
На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки,а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы:
Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
Какие блоки оказались вне обруча? (Некрасные). Верен именно такой ответ, т. к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.
При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним словом фигуры вне обруча.
Перед проведением игры с двумя обручами необходима следующая подготовительная работа: ведущий показывает детям два обруча разного цвета, например, синий и красный, и располагает их на полу так, как показано на рисунке. Выясняется, какое место (какая часть пола) находится внутри обоих обручей; внутри синего, но вне красного обруча; внутри красного, но вне синего обруча; вне обоих обручей.
Затем ребенку предлагается стать внутри обоих обручей, другому - внутри синего, но вне красного, третьему - внутри красного, но вне синего, а четвертому - вне обоих обручей.
Игра с двумя обручами.
На полу два разноцветных обруча (синий и красный, обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.
Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.
После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.
После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.
Пособия и методическая литература
Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких. Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”, имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.
Система упражнений с блоками содержится в методической литературе :
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;
- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;
- З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;
- Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников»
- Б. Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша
- З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».
Приложение №1
Перспективный план дидактических игр по работе с логическими блоками Дьенеша для детей 4-5 лет.
Знакомство с блоками Дьенеша.
Выкладывание из блоков различных картинок.
«Волшебный мешочек»
«Найдите все фигуры, как эта по цвету (форме, размеру)»
«Найди не такую фигуру как эта по цвету (форме, размеру)»
Знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой- маленький». Учить детей находить геометрические фигуры наощупь. Закрепить знание о цвете. Развитие у детей внимания, памяти, связной речи.
Октябрь
2
«Цепочка».
«Второй ряд».
«Домино»
«Раздели фигуры»
Продолжать знакомить с логическими блоками.
Развитие умение выделить существенные признаки, умение анализировать, делать выводы, находить закономерности.
Ноябрь
3
«Разложи фигуры».
«Какой фигуры не хватает»
«Загадки»
«Волшебный кубик»
Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Декабрь
4
«Переводчики»
«Помоги Незнайке»
«Магазин»
Познакомить с карточками, обозначающими отсутствие свойства.
Январь
5
«Кто быстрее соберет блоки»
«Поручения»
«На свое место»
Развивать умение по выявлению свойств с опорой на наглядность.
Февраль
6
«Мышки-норушки»
«Засели домики»
«Кто быстрее спрячет»
Закреплять умение детей ориентироваться по карточкам- признакам. Учить детей классифицировать блоки по 2 признакам.
Март
7
«На свою веточку»
«Кто хозяин»
«Найди выход»
Закрепить умение определять свойства блоков по карточкам. Развивать память, связную речь.
Апрель
8
Игры с одним обручем
Формировать умение обобщать по одному свойствам с учетом его наличия и отсутствия.
Май
9
Игры с двумя обручами
Формировать умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.