Екатерина Панкратова
Проект «Логические кубики». Технологии в процессе формирования логического мышления ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Интеллект человека определяется
не суммой накопленных знаний,
а высоким уровнем логического мышления.
А. З. Зак
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития. Важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли он рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций. Важным средством развития психических функций ребенка является игра. Игру принято называть основным видом деятельности. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими качествами обладают развивающие игры Б. П. Никитина. Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих развитие их умственных способностей. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает множество интересных развивающих игр, которые используются в работе с детьми:
Публикация «Проект „Логические кубики“, Технологии в процессе формирования логического мышления ребенка» размещена в разделах
- Кубики. Игры с кубиками
- Логическое мышление
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
1. «Сложи узор» с 4 лет
5. «Уникуб» с 6 лет
6. «Кубики для всех» с 5 лет
Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий.
Принципы развивающих игр Б. П. Никитина
1. Доступности
2. Проблемно - ситуативный характер заданий
3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий
4. Привлекательность, занимательность
5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.
Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и создающих свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, их многообразие и возрастная адекватность позволили использовать их для образовательной программы, рассчитанной на детей от 3-х до 6 лет. В основе программы лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста, программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов и творческих способностей.
Цель проекта - развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности посредством развивающих игр Б. П. Никитина.
Основными задачами являются:
1. Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).
2. Формирование умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
3. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Развитие умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Отличительные особенности.
Программа является модифицированной, так как составлена на основе
учебных пособий Никитина (Сложи, узор, квадрат, уникуб, кирпичики, кубики для всех и т. д.).
Конструирование проходит лишь только из бумаги, строительного и
природного материала, но и количество га ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера. Изучив многолетний опыт работы педагога новатора Никитина Бориса Павловича, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом позволили систематизировать и обобщить «наработанный» им материал в дополнительную образовательную программу как для детей дошкольного, так и младшего школьного возраста по использованию специальных игр, позволяющих успешно развивать интеллектуально - творческие способности детей.
Характеристика игр.
«Сложи узор» Игра для развития внимания, пространственного мышления, творческого воображения, развития способности к анализу и синтезу. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно-, двух-, трех- и даже четырехцветные узоры в любом количестве вариантов. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.
Кубики «Уникуб» Развивают пространственное мышление, интеллект, внимание, умение логически мыслить и решать нестандартные задачи. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. «Уникуб» представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам.
«Кубики для всех» Учить мыслить пространственными образами (объемными фигурами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Формы организации детской деятельности:
Логико-математические игры.
Интегрированные игровые задания.
Совместная игровая познавательная деятельность.
Планируемые результаты от игр с использованием развивающих игр Никитина у детей в соответствии
с требованиями ФГОС за 2018-2019учебный год.
- умение выкладывать узоры по образцам;
-умение находить зависимости и закономерности;
-умение находить ошибки и недостатки;
-умение классифицировать и систематизировать материал
-способность к созданию новых комбинаций из имеющихся кубиков;
-уметь выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину;
- классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам.
Развивающие игры и кубиками Никитина разовьют у детей:
• логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и
построить образ, способность к самостоятельности.
• способности к пространственной ориентировке;
• пространственное мышление;
• воображение;
• навыки конструирования;
• понимание аксонометрической проекции (плоского изображения
трехмерных объектов).
Научат строить с использованием схем, чертежей, планов, проекций :
o модели по образцу;
o чертежи деталей в трех проекциях;
o модели по чертежу в трех проекциях;
o собственные модели с построением чертежа.
Собирать модели:
o из объемных деталей по цветному образцу;
o из деталей по черно-белому образцу;
o создавать собственные модели и зарисовывать их;
o работать в мини группах и командах и т. д.
Этапы и сроки реализации Проекта по годам :
1. 2018-2019 учебный год.
1 этап – подготовительный.
Сроки реализации: сентябрь - ноябрь 2018 года.
Проводимые мероприятия:
подборка методического инструментария;
определение необходимых игр Никитина и их приобретение;
составление Проекта;
создание Центра развивающих игр Никитина.
2 этап – основной.
Сроки реализации: ноября 2018 года – май 2019 года.
Проводимые мероприятия:
реализация Проекта;
получение предварительных результатов степени успешности реализации Проекта;
3 этап – контрольно-аналитический.
Сроки реализации: апрель-август 2019 года.
Проводимые мероприятия:
анализ успешности реализации Проекта;
анализ индивидуальных достижений воспитанников за период реализации Проекта;
Представление на стажерской площадке.
Этапы:
• начальная диагностика;
• наблюдение за творческой работой ребенка;
• просмотр и анализ детских работ с детьми и педагогом;
• самостоятельные работы на точность и скорость выполнения;
• выполнение дополнительных заданий;
• фронтальная и индивидуальная беседа в форме «вопрос ответ»;
• выполнение самостоятельных творческих работ.
Формы контроля и оценочные материалы:
o индивидуализация (учет продвижения личности в развитии);
o устные и письменные поощрения;
o накопительные баллы (за правильность выполнения задания ребенок поощряется квадратиком красного цвета);
o соревнования;
o конкурсы;
o фотовыставки;
o открытые занятия;
Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы:
o психологическая безопасная образовательная среда;
o учет индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка;
o профилактика физических, умственных и психологических перегрузок дошкольников.
Ненавязчивая включенность взрослого. Непринужденная доверительная обстановка. Свобода в выборе заданий. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии, элементы сюрприза, интрига – вот тот фундамент, на котором игры создадут обстановку сотворчества в коллективе и будут успешно развивать творческие и интеллектуальные способности ребёнка.