Надежда Шаманова
Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд - «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
3 слайд - Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Публикация «Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2019
В речи детей наблюдаются короткие высказывания, не умеют логически мыслить, непоследовательно строят предложения, мало расширен кругозор.
Проблемы в речи детей :
- высказываются коротко;
- предложения состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;
- речь непоследовательна;
- в речи мало информации.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
4 слайд - Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.
5 слайд - Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
6 слайд - Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
7 слайд - Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать :
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение;
- восприятие;
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
8 слайд - Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному.
9 слайд - Её можно разделить на три этапа:
1 этап: Работа с мнемоквадратами.
Знакомство с символами.
Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
10 слайд - 2этап: Работа с мнемодорожками.
Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
11 слайд - С помощью их дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.
12 слайд - 3 этап: Работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.
13 слайд - Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
• при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
• при пересказах художественной литературы;
• при обучении составлению рассказов;
• при отгадывании и загадывании загадок.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
14 слайд - Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.
Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
15 слайд - Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно.
В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы.
16 – 19 слайды - Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы :
лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
20 слайд - Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей :
• развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
• развитие логического мышления;
• становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
• помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
• повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
• техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.