Папки-передвижки

Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста

Надежда Шаманова
Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

2 слайд - «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

3 слайд - Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Публикация «Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В речи детей наблюдаются короткие высказывания, не умеют логически мыслить, непоследовательно строят предложения, мало расширен кругозор.

Проблемы в речи детей :

- высказываются коротко;

- предложения состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- речь непоследовательна;

- в речи мало информации.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

4 слайд - Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей. В дошкольной педагогике её называют по-разному. В. К. Воробьёва называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, Т. В. Большева – коллажём, Л. Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

5 слайд - Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

6 слайд - Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

7 слайд - Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать :

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом, мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

8 слайд - Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному.

9 слайд - Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Работа с мнемоквадратами.

Знакомство с символами.

Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

10 слайд - 2этап: Работа с мнемодорожками.

Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

11 слайд - С помощью их дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

12 слайд - 3 этап: Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблицы - схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

13 слайд - Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

• при заучивании стихов, потешек, скороговорок;

• при пересказах художественной литературы;

• при обучении составлению рассказов;

• при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

14 слайд - Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

15 слайд - Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы.

16 – 19 слайды - Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы :

лиса - рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

20 слайд - Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей :

развитие памяти, сохранения и запоминания информации;

развитие логического мышления;

• становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;

• помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;

• повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;

техника формирует возможность составлять рассказы и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования.

Особенности формирования и развития диалогической речи у детей дошкольного возраста ОНР в процессе логопедической работы Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, С. Я. Рубинштейн, А. Г.

Использование кинетического песка для развития речи у детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К. Д. Ушинский В наш технологический век, когда всевозможные гаджеты присутствуют в каждом.

Использование игровой технологии в образовательном процессе «Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра. А. С. Макаренко Игра - ведущий наиболее доступный.

Использование приемов творческого рассказывания в процессе развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Развитие речи является сложным, длительным процессом, требующим большого количества времени и творческого подхода. В основе данного процесса,.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста. Смирнова Е. А., воспитатель.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Презентация «Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго.

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2019 в 08:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Шаманова (УИ 1569331) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД