Елена Лякишева
Дидактическая игра по развитию речи «Слогодиски» для ознакомления с основными единицами языка
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра по развитию речи для ознакомления с основными единицами языка
Феликс Алексеевич Сохин – выдающийся психолог,
педагог и лингвист, автор уникальной системы развития
речи детей, в прошлом веке писал, что «…в отличие
от студентов настоящего университета, ребенок учится сразу на всех факультетах. Он постигает тайны живой
природы и природы неживой, усваивает азы математики…
Он становиться и маленьким языковедом, потому что учится не только правильно произносить слова и строить
Публикация «Дидактическая игра по развитию речи „Слогодиски“ для ознакомления с основными единицами языка» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2021
предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов – предложение…».
Педагоги и лингвисты нашего времени разработали
множество программ и технологий по развитию речи
детей, обучению их грамоте и чтению. Увлеченные
педагоги – практики придумывают и воплощают в жизнь
авторские игры и пособия.
Хочу предложить вашему вниманию свою идею, которая
была воплощена в игре «Слогодиски».
Дидактическая игра «Слогодиски».
Игра предназначена для детей 5-7 лет,знакомых с буквами
и начинающих, или уже умеющих читать.
Цель: формировать представления об основных единицах
языка и речи через поисковую направленность игры.
Задачи: 1. Учить детей составлять слова из букв и частей слова,
понимая смысл составляемого слова.
2. Учить составлять словосочетания, согласовывая
слова по смыслу и грамматически.
3. Учить составлять предложения из трех слов,
согласовывая их по смыслу и грамматически.
4. Упражнять детей в определении места звука в слове,
характеристике звука.
5. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику,
пространственные представления.
6. Воспитывать через поисковую направленность игры
интерес к языку, чтению ; формировать волевые
качества.
Материалы и оборудование.
Восемь карт – дисков. Диски скреплены по 2-3 разного
диаметра.
Вращая центральный диск, совмещая сектора, дети составляют
слова, словосочетания, предложения. Ребенок должен понять,
когда из набора букв получится слово, из набора слов –
словосочетание или предложение. Уловив смысловую сторону,
ребенок должен правильно согласовать слова.
При составлении слов ребенку предлагаются задания по
звуковому анализу.
Поисковая направленность игры стимулирует желание детей найти
правильное решение.
Правила работы и задания даны на каждом диске.
Карточка – диск № 1.(Инструкция на обороте).
Ребенок выбирает букву на большом диске, вращает маленький
диск – находит слово.
Можно предложить назвать позицию указанного звука, дать его
характеристику.
Карточка – диск № 2.
Ребенок выбирает слог на большом диске, вращает маленький диск – находит слово.
Можно предложить посчитать слоги, назвать ударный;
определить позицию указанного звука, дать его
характеристику.
Карточка – диск № 3.
Ребенок выбирает приставку на большом диске (понятие
не дается, вращает маленький диск – находит слово.
Можно предложить посчитать слоги, назвать ударный;
определить позицию указанного звука, дать его
характеристику.
Карточка – диск № 4.
Ребенок выбирает слово на первом диске, читает вопрос
(какой, подбирает, вращая второй диск, слово, подходящее по смыслу; озвучивает словосочетание.
Можно предложить пофантазировать – описать, например,
«пушистый пень».
Карточка – диск № 5.
Ребенок выбирает слово на первом диске, читает вопрос
(какая,
подбирает, вращая второй диск, слово, подходящее по смыслу; озвучивает словосочетание.
Можно предложить пофантазировать – описать, например,
«вкусную книгу».
Карточка – диск № 6.
Ребенок выбирает слово на первом диске, читает вопрос
(какое, подбирает, вращая второй диск, слово, подходящее по смыслу; озвучивает словосочетание.
Можно предложить пофантазировать – описать, например,
«полезное пальто».
Карточка – диск № 7.
Ребенок выбирает слово на первом диске, читает вопрос
(чей? чья? чье? чьи,
подбирает, вращая второй диск, слово, подходящее по смыслу; озвучивает словосочетание, согласовывая слова
грамматически.
Карточка – диск № 8.
Ребенок выбирает слово на большом диске; вращает
второй диск - подбирает подходящее по смыслу слово;
вращает третий диск – подбирает третье, подходящее
по смыслу слово. Озвучивает предложение, согласовывая
слова грамматически.
Можно предложить ответить на вопросы:
О ком говорится в предложении?
Что он (она, они) делает?
Кто еще может это делать?
Что еще он (она, они) может делать?
Назови 1-ое, 2-ое, 3-е слово.
Закончу вновь словами Ф. А. Сохина: «Дошкольное
детство – языковая эпоха». Очень хочется, чтобы в познании нашего «великого и могучего» у детей был
сознательный интерес. В этом и есть наша задача, дорогие
коллеги, интересно и увлекательно преподносить детям
языковой материал.