Получи документы

Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников

Светлана Нагаюк
Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование сказок как средство формирования словесно-художественного

творчества дошкольников.

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, могут помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение»

Дж. Родари

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одним из современных средств, направленных на развитие речи, является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Публикация «Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников» размещена в разделах

Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребенок сталкивается с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая в повседневной жизни детей. Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т. е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.

Цель проекта: Создание условий для развития речевой активности детей посредством сказки.

Задачи:

1. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.

2. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.

Срок проекта: 2 года

Возраст дошкольников : 6-7 лет

Предполагаемый результат:

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану, придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки, вырабатывать у детей художественный вкус, развивать воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.

Виды сказкотерапии : Сами по себе сказки разделяют на шесть видов: народные (фольклорные, а также мифы и легенды разных народов) художественные (наиболее привычные, распространённые сказки) авторские художественные сказки (современный вариант повествования, реалистичные сюжеты, сказки различных авторов) дидактические (например, математическое уравнение как основа для сказочного сюжета) психокоррекционные (сказки с обязательным набором сюжетных линий, где герой всегда побеждает зло) психотерапевтические (сказки, где героям нужно сделать выбор, то есть сказки, в которых обозначена проблема, вопрос).

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Систему развития связной речи разделила на 4 этапа:

• I Этап. "Рассказывание";

• II Этап. "Пересказывание";

• III Этап. "Играем в сказку";

• IV Этап. "Сочинялки".

На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.

Для детей подготовительной группы нужно выбирать сказки посложнее, но также необходимо повторять в свободное время сказки пройденные. Вносить соответствующие игрушки, утраивать конкурсы рисунков "Моя любимая сказка». Важно иметь в группе набор ряжения и костюмы сказочных героев. Рекомендуется также прослушивание сказок в грам. записи.

После рассказывания сказки необходимо проводить ее анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее идейное содержание, и художественные достоинства, и особенности сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Использование сказки в системе занятий дает:

• коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребенка на занятии;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• сотрудничество воспитателя с детьми и друг с другом;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.

В ходе занятий, я помогаю детям найти, открыть основные эпизоды сказки, вспомнить и назвать персонажей, уточнить сколько было героев, во что одеты, какого цвета одежда. Потом рассматриваем иллюстрации, картинки из сказки, в свободное время выкладываем мозаику или картинки из кусочков сказки, после этого обыгрываем сказку в театрализованной деятельности, используя настольный театр или костюмы, можно атрибуты.

Так же использую такой прием - изменение сказки : "покатился колобок по дорожке и прикатился в детский сад". Дети должны придумать различные варианты.

С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речи. Сказка – как сокровищница народной мысли способствует формированию связных высказываний детей, имеющих речевые нарушения.

В процессе работы я пришла к выводу, что детям сказки интересны и полезны. Занятия проходят в более оживленной форме, дети выполняют игровые упражнения, драматизируют, принимают участие в настольных и подвижных играх. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. А самое главное, что дети хотят рассказывать сказку.

Вывод: русские народные волшебные сказки, полные чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, не только развлекают и радуют детей, но и закладывают основы нравственности.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, потешки, стихи) и на выразительную сторону речи, интонацию, игровое общение. Это позволило решить поставленные задачи.

Литература

1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : изд. центр «Академия», 2010. - 158с.

2. Антипова Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ «Сфера», Москва 2006г.

3. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В. В. Гербова. -М. : Просвещение, 2011. - 175с.

4. Гербова В. В. Составление описательных рассказов [Текст] / Гербова В. В. // Дошкольное воспитание. - 2011. - №9. С. 30-34.

5. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст] / Э. П. Короткова. - М. : Просвещение,- 2010.-398с.

6. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В., Антохина Н. В., Павлова Т. С., Львова Т. В., Прокопова С. П., Журавлева Н. Н., Чернышова И. Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009. -96 с.

7. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения-М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

8. Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2012. -272 с. - (Развиваем речь).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников Выступление на общем родительском собрании «Инновационные технологии как средство формирования элементарных математических представлений»Современный.

Игра как средство формирования самостоятельности и активности у дошкольников Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через.

Интерактивная игра как средство формирования у дошкольников представлений о мире профессий муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара.

Изучение творчества забайкальских писателей в дошкольном учреждении как способ формирования у дошкольников интереса к книге Аннотация Представлены обоснование и опыт работы дошкольного образовательного учреждения по воспитанию интереса к книге на основе творчества.

Лэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольниковЛэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Современные требования, предъявляемые государством к качеству.

План по самообразованию «Игровая деятельность как средство формирования связной речи дошкольников» Цель самообразования по теме: изучение особенностей развития речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности. Задачи самообразования:.

Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников Куликова С. М МКДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск "Занимательные задачи и упражнения, как средство формирования и развития логического.

Театральная студия как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников Сообщение Наша театрализованная студия «Чародеи» существует уже 2-ой год. Основная цель направлена на формирование основ экологической.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Пластилинография как средство развития художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возраста Выступление на педагогическом совете «Развитие художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возраста» Подготовила и выступила:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников
Опубликовано: 21 мая 2018 в 20:25
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказок как средство формирования словесно-художественного творчества дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Нагаюк (УИ 1089255) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек, которые можно сделать на занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок!
Добавьте фото новогодней елки на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты занятий по новогодним аппликациям, лепке, рисованию, конструированию.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД