Людмила Фельдман
Игра как средство формирования самостоятельности и активности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердить свою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий.
Публикация «Игра как средство формирования самостоятельности и активности у дошкольников» размещена в разделах
А что такое игра? Игра— наиболее доступный, а раннем возрасте – ведущий, для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Выготский Л. С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу, определяющую «зону ближайшего развития». Дети проигрывают различные жизненные ситуации, выстраивая свой маленький жизненный опыт. Чем больше ребенок играет, тем способнее, увереннее и самостоятельнее он будет. Ведь игра сочетает в себе свободу и самостоятельность играющих и строгое, безоговорочное подчинение правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит, когда те вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть, как, к примеру, в игре «Море волнуется раз».
Структура игры такова, что чрезмерное руководство приводит к ее разрушению: вмешательство взрослого лишает детей самостоятельности и инициативности, которые они так ценят в игре. Регламентированность ролей и действий отбивает вкус к спонтанному творчеству, юмору, шалости, которые являются движущими силами игровой активности. В игре всегда ценилась свобода, подчеркивался ее процессуальный характер, позволяющий продлить удовольствие, связанное с самой игровой деятельностью. Развитие игры тесно связано с развитием социальной, языковой, когнитивной, моральной, эмоциональной сферами.
Самостоятельность - это не талант, а умение, которое каждый может у себя выработать. Формирование самостоятельности – сложный процесс : это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Самостоятельность – это те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие самостоятельности имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.
Один из способов формирования самостоятельности у ребёнка - это развивающие игры. Необходимо ежедневное включение развивающих игр в разные виды деятельности, поскольку в этом возрасте ребё нок может приобретать новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации и это очень важно для развития самостоятельности.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность, инициативность.
Игра является так же мощным адаптивным механизмом. Она создает положительный эмоциональный фон, повышая уровень активации познавательных процессов. Для достижения цели используют познавательные процессы, процессы целеобразования и целеполагания, процессы общения и обмена информацией и т. п. Наиболее наглядно это видно на примере подвижных и командных игр. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении
Игра воспитывает многие качества, необходимые в жизни, формирует нравственное отношение к окружающему, необходимые навыки и усилия. Поэтому очень важно руководить игрой детей, подбирать игры и оказывать детям помощь по их ходу. В каждой игре должен быть заложен будущий урок. Таким образом самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества.