Папки-передвижки

Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников

Светлана Куликова
Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Куликова С. М

МКДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск

"Занимательные задачи и упражнения, как средство формирования и развития логического мышления у дошкольников. "

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, как считают авторы Касабуцкий Н. И. и Скобелев Г. Н, состоит в том, что дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету-математике. Потеря интереса к учению, овладению математикой ведет к серьезным последствиям: растет число неуспевающих или троечников, а сам предмет кажется учащимся недоступным. Авторы предлагают, готовя детей дошкольного возраста к изучению математики, «играть» в математику. Незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считает, складывают, вычитают, преобразовывают, более того решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.

Публикация «Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников» размещена в разделах

В наше время, в эпоху компьютерной революции, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации на воспитание и развитие личности. Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.

Известный отечественный психолог Л. С. Выготский говорил, что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли.

Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, развитию логических структур мышления. Обучение дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, занимательных задач, относится к таким методам.

Применительно к обучению математике и развитию логического мышления детей задача обеспечения преемственности между дошкольной и школьной ступенями образования стоит очень остро. С одной стороны, уровень развития логического мышления, объем и качество знания детей по математике определяют успешность прохождения вступительного собеседования, готовность ребенка к обучению в школе. С другой стороны, математика является одним из наиболее сложных предметов в школе[5,9]

Проблема формирования у дошкольников логического мышления встали остро в последние годы. Это заставляет искать новые, более эффективные подходы, средства, нацеленные на получения в соответствии требованиям готовности детей к школе.

Одним из таких средств, способствующих формированию логического мышления у дошкольников, являются занимательные задачи.

Мышление детей рассматривали представители разных направлений. Так Д. Селли, Юнг и другие представители ассоциативной психологии считают, что каждый процесс есть сумма других простых процессов. Например, восприятие – это сумма ощущений; представление – это сумма восприятий, а мышление - это сумма представлений. Бихевиористы - Э. Торндайк, Д. Уотсон считают, что мышление развивается посредством решения задач путём проб и ошибок. Ж. Пиаже, представитель генетической (когнитивной) психологии рассматривает мышление как действие,т. е развитие мышления происходит поэтапно. Этой же теории придерживается и отечественный психолог П. Я. Гальперин, который рассматривает мышление с одной стороны как процесс овладения системой операций: анализ, синтез, умозаключение, суждение, а с другой стороны, как поэтапная внутренняя и внешняя умственная деятельность.

Существуют исследования, которые доказывают, что у детей можно сформировать умозаключения. Авторами такой теории являются отечественные психологи А. Г. Лурия, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Т. Я. Гальперин. Ими проведены эксперименты, которые позволили сделать вывод о наличии у детей операций сравнения, классификации, обобщения.

Таким образом, в общей «лестнице» психического развития логическое мышление стоит выше любого другого, в том смысле, что оно формируется позднее, на основе образного, и даёт возможность решения более широкого круга задач,усвоения научных знаний. [4,90]

Савенков А. И предлагает следующие приёмы логического мышления :

1. Задачи на сериацию. Название логической операции сериация происходит от слова серия. Она предполагает выстраивание строгих, логических рядов – логических закономерностей (арифметическая, геометрическая последовательность, шкал различных приборов.

2. На поиск закономерностей в расположении фигур. Эта группа задач очень похожа на предыдущую, но в них требуется найти закономерность в расположенных также в определённой последовательности фигурах

3. На объёмно – пространственное мышление, которое включает в себя ряд разнообразных задач. Это и мысленное разворачивание листка бумаги с надрезом, и изображение видов сверху, слева и справа объёмных тел, а также мысленное составление разрезанных кубиков.

4. На развитие логической памяти. Задания ориентированы в основном на зрительную память с опрой на запоминания логических последовательностей.

5. На классификацию. Эти задания занимают одно из центральных мест при формировании логического мышления. Это традиционная игра «Четвёртый лишний» и на испраление ошибок классифицирования.

6. На внимание. Важность развития внимания и внимательности трудно переоценить. Это такие задания, как «Найди различия в похожих изображениях», «Найди два одинаковых предмета», «Расшифруй изображение».

7. На развитие мелкой моторики. Система «мозг - глаз - рука» едина. Развитие мелкой моторики не просто важно для будущего школьного обучения, это необходимо для развития детского интеллекта в целом. Такие задания как «Нарисуй вторую половину рисунка», «Нарисуй фигуры по точкам» способствуют развитию мелкой моторики. [5,99]

Автор Михайлова З. А. считает, что задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребё нка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость.

Занимательный математический материал рассматривается как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на НОД, и вне их. Такой материал можно включать в основную часть НОД по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи-шутки уместны входе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. В самом начале НОД в старшей и подготовительной группах оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве «умственной гимнастики».

Занимательные математические игры воспитатель может использовать и для организации самостоятельной деятельности детей.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответы догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился. [3,18]

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задач и т. д.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Многообразие занимательного материала дает основание для его систематизации. На наш взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З. А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

1. Развлечения

2. Математические игры и задачи

3. Развивающие (дидактические) игры и упражнения.

- Математические развлечения : головоломки, ребусы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и другие интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения. Математические развлечения представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определённых частей. Они увлекательны для детей. решение осуществляется путём практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигуры надо составить фигуру- силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются составляются плоские фигуры: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо» и др. В других требуется составить объё мную фигуру: «Кубики для всех», «Собери призму»[5,99]

- Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий : «Найди недостающую фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница», «По четыре» и др. Игры «Выращивание дерева», «Чудо-мешочек» предполагают строгую логику действий.

-Дидактические игры и упражнения направлены на развитие у детей логического мышления, количественных, пространственных, временных представлений. Их основная задача - упражнять детей в различении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. занимательному материалу относятся и различные дидактические игры, а также привлекательные по форме и содержанию упражнения. Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста. Таким образом занимательный материал является эффективным средством развития логического мышления детей дошкольного возраста. [3,20] Особо важным, по мнению З. А. Михайловой, следует считать развитие у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

Обучение математическому развитию детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач и развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания :

- активизировать умственную деятельность;

- заинтересовать занимательным математическим материалом;

-увлекать и развлекать детей;

- развивать умственные способности и логическое мышление;

-расширять и углублять математические представления;

-закреплять полученные знания и умения;

-упражнять в применении знаний, умений и навыков и других видах деятельности, новой обстановке;

Наблюдая за детьми, можно сделать вывод: дети очень активны в восприятии задач занимательного характера, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребёнку интересна конечная цель, которая увлекает его.

Таким образом, в комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным задачам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интерес с к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Занимательные задачи являются хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

Список использованных источников

1. Е. А. Носова Логика и математика для дошкольников Издательство «Детство-пресс», Санкт-Петербург», 2000

2. Бондаренко С. М. Учите детей сравнивать. – М. : Знание, 1981. – 96с.

3. Михайлова З. А Игровые занимательные задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада М. : Просвещение, 1990 – 94с.

4. Мухина В. С. Детская психология : Учеб. Для студентов пед. институтов/Под ред. Л. А. Венгера. : Просвящение 1985г. -272с.

5. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. 1: Смоленцева А. А., Пустовойт О. В. Математика до школы. Ч. : Игры- головоломки. – СПб: АК-ЦИДЕНТ, 1998.-191с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность.

Развития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашкиРазвития логического мышления младших дошкольников посредством игры шашки В 2016 году я прошла курсы Игоря Сухина «Шахматный всеобуч» (методика обучения детей дошкольного возраста в игру шахматы). Меня эта тема.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Лэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольниковЛэпбук «Осень», как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников Современные требования, предъявляемые государством к качеству.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения как эффективное средство развития мышления детей» Цель: повышение профессионального умения педагогов в вопросах использования занимательных игр и упражнений для развития мышления детей дошкольного.

ТРИЗ как средство развития творческого мышления младших дошкольников. Метод ММЧ Моделирование Маленькими Человечками как средство развития творческого мышления младших дошкольников Булдакова В. Г. воспитатель 1 кв. категории.

Палочки Кюизенера как новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Палочки Кюизенера - новый подход к развитию логического мышления и познавательных способностей дошкольников. Только то в человеке прочно.

Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Задачи – шутки не только развивают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 20:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательные задачи и упражнения как средство формирования и развития логического мышления дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Куликова (УИ 1059842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД