Евгения Гатаулина
Использование семейных фотографий на занятиях по развитию связного речевого высказывания у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.
Публикация «Использование семейных фотографий на занятиях по развитию связного речевого высказывания у старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Правильный выбор наглядности при обучении связной речи в значительной степени предопределяет успех всего процесса обучения. О значимости наглядности и методах ее использования, постоянно пишут такие известные методисты и педагоги, как Е. И. Тихеева, А. П. Усова, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова.
В своих трудах они отмечают, что правильно подобранная наглядность должна максимально актуализировать в процессе занятия собственный опыт ребенка и непременно апеллировать к чувствам и эмоциям детей, помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной. Опыт работы показал, что хороших результатов в развитии связной речи детей 5- 6 лет можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех тех, кто в наибольшей степени причастен к формированию эмоционального опыта обучаемых. И это, в первую очередь, родители, воспитатели и логопед. Только они способны быстро и наиболее эффективно решать поставленные перед ними образовательные, педагогические и воспитательные задачи.
Привлечение к занятиям родителей является особенно значимым и актуальным при развитии связной речи детей по таким темам, с которыми ребенок знакомится в семье практически постоянно в течение всего года: «Мой дом», «Моя семья», «Времена года» и др. Участие родителей при изучении таких тем не только желательно, но и абсолютно необходимо. Без этого личный эмоциональный опыт детей останется задействован лишь частично, а логопед и воспитатель будут вынуждены тратить дополнительные силы и энергию, объясняя ребенку явления и предметы, которые к тому времени он уже вполне освоил практически вместе со своей семьей. Взять хотя бы такой классический пример, как составление связного рассказа по теме «Домашние животные». Часто воспитатель использует сюжетную картину с изображением кошки, собаки и их детенышей. Зачастую ребенку очень сложно составить рассказ, используя логическую последовательность составления рассказа. При использовании же собственного практического и эмоционального опыта ребенка, занятие наполняется для него живыми красками воспоминаний и эмоций. Чем выше уровень эмоционального переживания событий жизни ребенком, тем более высока вероятность того, что при нормальном физиологическом развитии, ребенок быстрее сможет с помощью воспитателя оформить свой опыт в речи. Чем ниже уровень вовлечения этого опыта в процессе обучения – тем хуже результаты, тем менее эффективен процесс воспитания. И в этом большую помощь могут оказать воспитателю семейные фотографии. Некоторый реальный опыт познания мира совместно с любящими его родителями ребенок получает через прогулки в лесу, походы, купание в реке, рыбалка – все это оставляет в восприятии детей глубокий след. Наблюдая за дошкольниками, с удивлением замечаешь, как подолгу и без устали они могут разглядывать фотографии, запечатлевшие события их совместного с родителями опыта жизни. Иногда невозможно отобрать у ребенка уже совершенно истрепанную и помятую фотографию, с которой тот готов ложиться спать и с гордостью показывать ее своим друзьям. Проведя весело лето или зиму вместе с родителями, ребенок возвращается в детский сад и часто вынужден выслушивать пресные безжизненные рассказы и выполнять скучные задания по описанию плоской двухмерной картинки, в то время, как его собственное сознание буквально лопается от реального опыта, пережитого вместе с родителями, запечатленного в сотнях фотографий. Ребенку становится скучно, его многочисленные попытки поведать всем о пережитом, нередко остаются невостребованными, поскольку педагог, ведущий занятие, часто не готов к таким импровизациям и следует только заготовленному накануне плану и не отступает от него ни на шаг. Ребенок замыкается от такого неуважения к своему опыту, отказывается выдавать требуемые от него шаблонные фразы и понятия, молчит. Цель не достигнута. Эмоциональный опыт не вербализован, самолюбию ребенка нанесен ущерб. Результаты предсказать трудно. Для ребенка нет ничего более понятного и осязаемого, чем он сам. Социальное мышление в этом возрасте развито еще очень слабо. А не использовать в работе столь богатый в эмоциональном плане материал, как семейные фотографии было бы, на наш взгляд непростительным упущением. Кроме того, по рассказу ребенка, составленного по фотографии, где героями являются он и члены его семьи, очень хорошо прослеживаются отношения внутри семьи, а это, в свою очередь, помогает воспитателю при работе с родителями.
Также положительным моментом использования семейных фотографий на занятиях по развитию речи (в отличие от занятий, основанных на типовых тематических картинках) является более творческий характер составляемых детьми рассказов.
В этом случае при однотипных ключевых речевых образцах количество возможных творческих отступлений в рассказах детей увеличивается, что положительно влияет на общий эмоциональный фон занятия и способствует улучшению усвоения материала.