Папки-передвижки

Использование семейных фотографий на занятиях по развитию связного речевого высказывания у старших дошкольников

Евгения Гатаулина
Использование семейных фотографий на занятиях по развитию связного речевого высказывания у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Публикация «Использование семейных фотографий на занятиях по развитию связного речевого высказывания у старших дошкольников» размещена в разделах

Правильный выбор наглядности при обучении связной речи в значительной степени предопределяет успех всего процесса обучения. О значимости наглядности и методах ее использования, постоянно пишут такие известные методисты и педагоги, как Е. И. Тихеева, А. П. Усова, О. И. Соловьева, О. С. Ушакова.

В своих трудах они отмечают, что правильно подобранная наглядность должна максимально актуализировать в процессе занятия собственный опыт ребенка и непременно апеллировать к чувствам и эмоциям детей, помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной. Опыт работы показал, что хороших результатов в развитии связной речи детей 5- 6 лет можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех тех, кто в наибольшей степени причастен к формированию эмоционального опыта обучаемых. И это, в первую очередь, родители, воспитатели и логопед. Только они способны быстро и наиболее эффективно решать поставленные перед ними образовательные, педагогические и воспитательные задачи.

Привлечение к занятиям родителей является особенно значимым и актуальным при развитии связной речи детей по таким темам, с которыми ребенок знакомится в семье практически постоянно в течение всего года: «Мой дом», «Моя семья», «Времена года» и др. Участие родителей при изучении таких тем не только желательно, но и абсолютно необходимо. Без этого личный эмоциональный опыт детей останется задействован лишь частично, а логопед и воспитатель будут вынуждены тратить дополнительные силы и энергию, объясняя ребенку явления и предметы, которые к тому времени он уже вполне освоил практически вместе со своей семьей. Взять хотя бы такой классический пример, как составление связного рассказа по теме «Домашние животные». Часто воспитатель использует сюжетную картину с изображением кошки, собаки и их детенышей. Зачастую ребенку очень сложно составить рассказ, используя логическую последовательность составления рассказа. При использовании же собственного практического и эмоционального опыта ребенка, занятие наполняется для него живыми красками воспоминаний и эмоций. Чем выше уровень эмоционального переживания событий жизни ребенком, тем более высока вероятность того, что при нормальном физиологическом развитии, ребенок быстрее сможет с помощью воспитателя оформить свой опыт в речи. Чем ниже уровень вовлечения этого опыта в процессе обучения – тем хуже результаты, тем менее эффективен процесс воспитания. И в этом большую помощь могут оказать воспитателю семейные фотографии. Некоторый реальный опыт познания мира совместно с любящими его родителями ребенок получает через прогулки в лесу, походы, купание в реке, рыбалка – все это оставляет в восприятии детей глубокий след. Наблюдая за дошкольниками, с удивлением замечаешь, как подолгу и без устали они могут разглядывать фотографии, запечатлевшие события их совместного с родителями опыта жизни. Иногда невозможно отобрать у ребенка уже совершенно истрепанную и помятую фотографию, с которой тот готов ложиться спать и с гордостью показывать ее своим друзьям. Проведя весело лето или зиму вместе с родителями, ребенок возвращается в детский сад и часто вынужден выслушивать пресные безжизненные рассказы и выполнять скучные задания по описанию плоской двухмерной картинки, в то время, как его собственное сознание буквально лопается от реального опыта, пережитого вместе с родителями, запечатленного в сотнях фотографий. Ребенку становится скучно, его многочисленные попытки поведать всем о пережитом, нередко остаются невостребованными, поскольку педагог, ведущий занятие, часто не готов к таким импровизациям и следует только заготовленному накануне плану и не отступает от него ни на шаг. Ребенок замыкается от такого неуважения к своему опыту, отказывается выдавать требуемые от него шаблонные фразы и понятия, молчит. Цель не достигнута. Эмоциональный опыт не вербализован, самолюбию ребенка нанесен ущерб. Результаты предсказать трудно. Для ребенка нет ничего более понятного и осязаемого, чем он сам. Социальное мышление в этом возрасте развито еще очень слабо. А не использовать в работе столь богатый в эмоциональном плане материал, как семейные фотографии было бы, на наш взгляд непростительным упущением. Кроме того, по рассказу ребенка, составленного по фотографии, где героями являются он и члены его семьи, очень хорошо прослеживаются отношения внутри семьи, а это, в свою очередь, помогает воспитателю при работе с родителями.

Также положительным моментом использования семейных фотографий на занятиях по развитию речи (в отличие от занятий, основанных на типовых тематических картинках) является более творческий характер составляемых детьми рассказов.

В этом случае при однотипных ключевых речевых образцах количество возможных творческих отступлений в рассказах детей увеличивается, что положительно влияет на общий эмоциональный фон занятия и способствует улучшению усвоения материала.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятиях по патриотическому воспитанию старших дошкольников в детском садуФотоотчет о занятиях по патриотическому воспитанию старших дошкольников в детском саду " Наша страна- Россия!" «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу,.

Использование куклы на занятиях по эмоциональному развитию детей дошкольного возрастаИспользование куклы на занятиях по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста Приветствую всех друзей и гостей моей странички! Сегодня хочу поделиться своим опытом использования куклы в занятиях педагога-психолога.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Использование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНРИспользование конструктора Лего для развития мелкой моторики старших дошкольников с ОНР В логопедической группе развитие мелкой моторики у детей является одним из основных направлений. В том числе и летом, когда непосредственно.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентацияЛичностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Видео-презентация Личностно-ориентированный подход к развитию и воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Выступление на РМО. Видео-презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование семейных фотографий на занятиях по развитию связного речевого высказывания у старших дошкольников
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 19:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование семейных фотографий на занятиях по развитию связного речевого высказывания у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Гатаулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД