Татьяна Юнусовна Ляпунова
Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе
Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития связной речи. К семи годам дети должны овладеть двумя типами устной монологической речи: рассказом и пересказом.
Публикация «Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» май 2022
Для обучения детей творческому рассказыванию, сочинению сказок эффективно использовать карты Проппа, так как они позволяют развивать умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание, способствуют овладению детьми монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Сказка, как и любая система, состоит из частей. Большой знаток и любитель сказок, учёный-фольклорист Владимир Яковлевич Пропп сравнил между собой волшебные сказки разных народов и увидел, что все они похожи друг на друга, несмотря на то, что очень разные. В каждой из них есть обязательные части, из которых строится сюжет сказки. Пропп назвал их функциями.
Согласно системе Проппа, этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объёме. В некоторых случаях нарушается и строгая функциональная последовательность – возможны перескоки, добавления, синтез, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные события (например, победа не может быть раньше борьбы).
Основных, главных функций Пропп выделил 20. Это: 1. Запрет или предписание; 2. Нарушение; 3. Вредительство; 4. Отъезд героя; 5. Задача; 6. Встреча с дарителем; 7. Волшебные дары; 8. Появление героя; 9. Сверхъестественные свойства антигероя; 10. Борьба; 11. Победа; 12. Возвращение домой; 13. Прибытие домой; 14. Ложный герой; 15. Трудные испытания; 16. Ликвидация беды; 17. Узнавание героя; 18. Изобличение ложного героя; 19. Наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.
Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок. Опыт работы показывает, что желательно ввести ещё одну постоянную функцию, саму первую, - зачин (например, «жили-были», или «в некотором царстве», это очень помогает детям настроится на пересказ или сочинение сказки).
Карты Проппа – это своего рода конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации (схематичные изображения структурных элементов сказки). Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив её на функции. Это поможет ребёнку лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что:
1. Наглядность и красочность их исполнения позволяет ребёнку удержать в памяти гораздо большее количество информации.
2. Представленные в картах функции являются обобщёнными действиями, понятиями, что позволяет ребёнку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интереснее развивается абстрактное, логическое мышление.
3. Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизацию связной речи, обогащению словаря, способствуют повышению поисковой активности.
4. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума.
5. Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы.
Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать так называемые «подготовительные» игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:
1. «Чудеса в решете». В процессе этой игры дети выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняем волшебные слова, предметы и их действия.
2. «Кто на свете злее всех?». Выявление злых и коварных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилица (таким же образом анализируют положительных героев).
3. «Заветные слова». Попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры; рассуждения героя о своих поступках и, как итог, раскаяние ложного героя, отказ от ложных идей и ценностей и следующее за ним стремление к самосовершенствованию).
4. «Что в дороге пригодится?». (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т. п., придумывают новые предметы-помощники (например, котелок может быть использован как сумка, головной убор, гнездо для птиц, зеркало и т. п.).
5. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т. д.).
[i]6. «Что общего». [/i]Сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними («Теремок» и «Варежка», «Морозко»; «Госпожа Метелица»)
[i]7. «Хороший – плохой».[/i] Выявление позитивных и негативных черт характера героев, оценивание их деятельности (за что можно похвалить Кикимору, или, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).
8. «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции. Основная цель игры – осмысление назначения той или иной функции. Например, заданы функции «запрет - нарушение закона». Выясните вместе с ребятами, что такое запрет; его назначение, характер, формы; кому они адресуются, почему; кто запрещает; кто нарушает их; какие могут быть последствия? («Не послушались крокодилы и стали в небе летать»).
Знакомство с картами должно происходить постепенно, в определённой логической, смысловой последовательности и подчиняться ряду требований.
1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы с ними (с детьми младшего и среднего возраста, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно.
В старшем дошкольном возрасте пользуются картами с довольно сжатым, схематичным изображением каждой функции, смысл которой понятен детям. Символы, придуманные самими ребятами, организуют запоминание, и осознание их протекает более продуктивно.
2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация на смысловые части и соотнесение с определённой функцией. Познакомив детей со сказкой как жанром литературного произведения, объясните общую структуру сказки: присказка, зачин (приглашение в сказку); повествование; концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность). Чтение сказки сопровождается выкладыванием карт Проппа, а далее пересказ сказки с опорой на них. Таким образом ребята смогут соотнести между собой две знакомые системы: речевую и графическую.
3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций во вновь предлагаемых для прослушивания сказках. На протяжении одного занятия нужно использовать не более 3-5 карт-функций, в противном случае у ребят пропадает интерес или наступает переутомление.
4. Самостоятельный поиск функций детьми сначала на материале знакомой, затем новых сказок. Читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии в прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
5. Целостное освоение сказочных функций. Дети, используя весь комплект карт, последовательно воспроизводят развитие сказочного сюжета.
6. Сочинение сказок. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда ребята освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевёрнутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки ребята при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.
7. Работа с индивидуальным набором карт. Каждый ребёнок получает (или изготавливает) собственный комплект карт и работает с ним по своему усмотрению – придумывает новое произведение или модифицирует знакомое. Ребёнок может сам выбрать героя, причём можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребёнок может изменить место действия, придумать своё. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.
В дальнейшем варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самые различные: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины; использование карт по порядку, через одну, наугад, по определённому количеству; деление сказки на осмысленные части (приговор, завязка, конфликт); выбор главного героя; модификация знакомой сказки за счёт ограничения или увеличения используемых функций и т. п. – именно здесь и открывается творческий потенциал каждого ребёнка, и не просто открывается, но и реализуется, приобретая реальные формы выражения.
Преимущества карт Проппа очевидны. Как отмечал Джанни Родари, «каждая из них – целый срез сказочного мира. Каждая функция изобилует перекликанием с собственным миром ребёнка». В известном смысле, игры с картами помогают ребёнку разобраться в самом себе и в окружающем его мире людей. Карты всегда рядом, под рукой, много апробированные, а потому и легко применяемые.