Татьяна Тукиш
Использование произведений живописи в развитии образной речи детей старшего дошкольного образа
▼ Скачать + Заказать документы
Культура речи является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной связной речью - профессиональной потребностью во многих сферах общественной жизни. Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывания, но и владеть богатством родного языка, его выразительными возможностями. Образная речь является составной частью культуры речи.
Публикация «Использование произведений живописи в развитии образной речи детей старшего дошкольного образа» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Практика показывает, что развитие образной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одна из сложных задач в работе учителя-логопеда.
У детей с общим недоразвитием речи имеются особенности. У таких детей отмечается более позднее начало речи, речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сен-сорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие» и «Музыка» дает возможность показать ребенку мир во всем его многообразии с привлечением литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию ребенка и формированию его образной стороны ре-чи.
Для развития образной речи очень важно тщательно отбирает речевой материал, это должны обязательно быть высокохудожественные произведения.
Развивая образную речь дошкольников необходимо приобщать дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарем. Это требует от педагога искусствоведческих знаний и умения оперировать терминами, характерными только для дан-ного вида искусства. После детального изучения картины педагог отбирает слова, необходимые для рассказывания детям о произведении, которые помогут создать в представлениях детей наиболее яркий и зримый художественный образ, а также вычленяет слова, которые войдут в активный и пас-сивный словарь детей.
Проводя предварительную работу необходимо включать задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, а также чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.
Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. Например, перед рассматриванием картины И. А. Попова «Первый снег» целесообразно прочитать стихотворение И. Сурикова «Белый снег пушистый». После чтения провести краткую беседу. В таких беседах детей упражняют в составлении «красивых» предложений: «Скажи красиво о снежинках, какие они и как падают на землю».
Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.
Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребенка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные сравнения, которые придают речи выразительность, обостряют эстетическое видение. Активизируют словарь в предварительной рабо-те словесными играми и упражнениями, где дети оперируют терминами, необходимыми для пред-стоящего рассматривания картины.
Для подбора образных сравнений полезно упражнение «С чем это можно сравнить – лес, луг, снег?». Детям можно задать вопрос: «Кто сравнит более красиво?» (Лес, как страж-великан, как ве-селый весенний оркестр, как причудливый ковер, из веток сплетенный. Луг, как зеленый ковер; пестрый и яркий, как радуга; омытый дождем блестит, как бриллиант. Снег, как пушистое белое одеяло; снег, как солнце, как ослепительные мерцающие огоньки, то вспыхивают, то гаснут; снег, как маленькие балеринки в воздухе легко кружатся.).
Большая роль отводится дидактическим играм для развития образной речи и для ознакомления дошкольников с жанрами изобразительного искусства.
При ознакомлении с пейзажной живописью, проводятся такие игры: «Из чего состоит пейзаж», «Собери пейзаж», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине», «Что было, что будет?»
В процессе ознакомления с натюрмортом полезны такие игры как: «Из чего состоит натюрморт», «Составь натюрморт», «Жанр натюрморт», «Мозаика – натюрморт»
Знакомя детей с портретом, играем в игры: «Составь портрет сказочного героя», «Определи и найди жанр портрета».
При работе с цветовой гаммой картины и для обучения детей синонимам будет интересной игра «Слово-цвет», в ходе которой педагог называет цвет изображенного на картине предмета, а дети дают другое название. Например, оранжевый – апельсиновый, сине-зеленый – цвет морской вол-ны, коричневый – шоколадный и т. д.
Произведение художника не только отражает предметы и явления окружающего мира, но и выражает определенное настроение. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, необходимо использовать словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чем я рассказываю» (задумчивый, суровый, печальный, задорный, веселый, мрачный – человек; веселый, разноцветный, пестрый, душистый – луг, «Соотнеси слово и настроение картины»». Педагог называет слово, обозначающее настроение, а дети поднимают иллюстрацию, в которой выражено данное настроение. Или перед рассматриванием картины детям предлагают игровое упражнение «Кто больше назовет слов, передающих настроение в иллюстрации». Например, перед рассматриванием репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» предлагаю подобрать слова к иллюстрации Н. Устинова «Осень» (настроение грусти, золотого увядания).
Предваряя рассматривание жанровой картины, где всегда есть образ человека, его настрое-ние, можно предложить словесные упражнения: «Кто больше назовет слов, характеризующих настроение человека, который успешно выполнил работу?» (Гордый, довольный, радостный, счастливый, окрыленный, добрый, заботливый).
Все приведенные выше игры и упражнения позволяют закреплять навыки выразительности речи.