Елена Серых
Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.
К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Поэтому использование приемов мнемотехники в условиях современных образовательных стандартов, даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Принимая во внимание актуальность и значимость речевого развития детей дошкольного возраста, как средства гармоничного развития ребенка, Марина Викторовна решила более глубоко изучить и разработать данную тему. Перед началом внедрения опыта работы практическую деятельность с детьми ею было проведено исследование. В результате которого были выявлены: недостаточный уровень развития связной речи, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Отсюда и вытекла необходимость в расширении и углублении речевого развития средствами мнемотехники, что и было сделано в представленном опыте работы, это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Работая с мнемотехникой, мы убедились, что у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в рассказах самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.
Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;
1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;
2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;
3) Интеграция детской деятельности.
II. Комплексно-тематический принцип:
1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»;
2) Виды «тем» : «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;
3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
Метод организации работы с детьми отличается:
- интегративностью;
- экономичностью;
- процессуальностью;
- здоровьесбережением;
- универсальностью.
Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области:
• развитие культурно – гигиенических навыков;
• рассказывание о растительном, животном и предметном мире;
• уход за комнатными растениями;
• рассказывание о времени года;
• отгадывание, разгадывание и придумывание загадок;
• заучивание стихотворений.
Дети учатся анализировать объекты по различным параметрам, объединяли представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные знания, находили точные, образные слова.
Ребёнок начинает знакомиться с художественной литературой в раннем детстве. Но далеко не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы по содержанию прочитанного произведения. В помощь детям Мрина Викторовна стала использовать мнемоквадраты. Данные схемы помогали детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащали словарный запас. Педагог учитывала, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминали образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняла или заменяла другой заставкой: изображала персонажа в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы рисовала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.
Для того чтобы понять основную последовательность и связность текста, удержать его в памяти, педагог познакомила детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Поскольку она вначале не знакома детям, Марина Викторовна брала на себя обучающую роль, т. е. доводила до детей содержание, которое вложено в мнемодорожку. Работа заключалась не в сухом пересказе содержания, а в активном творческом процессе работы.
Поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивали обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и другое, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, пальчиковых игр, загадок, пословиц, поговорок. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
На начальном этапе Марина Викторовна предлагала готовый план-схему, по мере обучения ребенок также активно включался в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого произведения разрабатывала и составляла свою мнемотаблицу, подбирала рисунки к выбранному тексту. И так, шаг за шагом, создавалась мнемотаблица. Глядя на нее, дети эмоционально, выразительно воспроизводили произведение.
Проводя работу в таком направлении, постепенно, дети, совместно с педагогом, научились составлять мнемотаблицы на многие программные сказки, схемы описательных рассказов, модели потребностей растений и ухода за ними, признаков живой природы и т. д., так как это интересная творческая работа, способствующая активному развитию детей по многим направлениям. Опираясь на таблицы, дети легко запоминали текст, передавали его содержание.
Наглядность в виде моделей любого плана помогает детям в освоении многих задач. Одним из приёмов мнемотехники является работа с коллажем. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т. д. Это обучающее пособие решает разные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т. д. Данное пособие использовала педагог в разных видах детской деятельности. Ребёнок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.
Для развития навыка творческого рассказывания использовала силуэтное изображение. В качестве элементов модели ребёнку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь, туман и т. п.).
Приём картинографии помогает детям решить трудности в составлении описательных, повествовательных и творческих рассказов. Для усложнения рассказа распространёнными предложениями, Марина Викторовна вводила модели «красивые слова» – употребление детьми качественных прилагательных; «слова – действия» – употребление глаголов. Незаменимое место отводилось моделям «настроения», с помощью которых дети во время пересказа вносили в рассказ эмоциональные нотки настроения. Использование картинно-графических схем способствуют образованию наиболее отчётливых и правильных представлений об изучающих предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей, развитию внимания, мышления, наблюдательности. Наличие зрительного плана делает рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.
Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по пейзажным картинам педагог использовала приём фрагментарного рассказывания, который заключается в том, что картина, предложенная для составления рассказа, делилась на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребёнок, постепенно открывая каждую из четырёх частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.
Игры и игровые упражнения с мнемотехникой использовались в различных формах образовательной деятельности с детьми: как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру.
Опыт показал эффективность использования приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста для развития связной речи.