Дарья Гренко
Использование мультимедиа при формировании знаний о живописи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
Аннотация: В статье рассматриваются возможности использования мультимедийных технологий в процессе формирования знаний о живописи у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: живопись, мультимедийные технологии, старший дошкольный возраст.
В последние годы в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных организаций (ДОО) активно внедряются инновации, одна из которых связана с информатизацией. Благодаря использованию средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) совершенствуется качество воспитательно-образовательной деятельности, дошкольники лучше усваивают предлагаемый материал, их познавательная активность заметно возрастает, закладываются «основы информационной культуры, определяющей поведений человека в информационном компьютеризованном обществе» [4, с. 56].
Публикация «Использование мультимедиа при формировании знаний о живописи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследования доказывают целесообразность использования средств ИКТ в дошкольных образовательных организациях, особенно при организации интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста (Е. И. Бондарчук, Ю. М. Горвиц, С. Л. Новосёлова, И. Пашелите, О. А. Сурова и др.).
Теоретическое обоснование применения средств ИКТ в дошкольном образовании содержится в трудах С. Л. Новосёловой, Г. П. Петку [1],
Л. Д. Чайновой [2] и др. В них отмечается, что ИКТ позволяют создавать игровые и учебные ситуации, которые близки современному ребенку-дошкольнику.
В настоящее время в ДОО наиболее востребованы мультимедийные технологии. Они представляют собой совокупность методов, приемов и средств сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации (текстовой, аудиовизуальной, графической и др.) при интерактивном взаимодействии пользователя с информационной системой.
К средствам мультимедийных технологий, используемым в ДОО, можно отнести устройства аудио-, видео-, ввода, вывода информации, звуковые видеоплаты, платы видеозахвата, акустические, видеовоспроизводящие системы со звуковыми колонками и большими видеоэкранами, сканеры, принтеры (т. к. они позволяют вводить и выводить в компьютеры тексты и рисунки). Мультимедиа активно используются педагогами в виде специальных компьютерных программ, презентаций, слайд-шоу, электронных энциклопедий и др.
По мнению О. А. Суровой, Н. В. Таютовой и др., при ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством целесообразно применение мультимедийных технологий, которые заключают в себе большой потенциал. С их помощью расширяются возможности изучения материала, а обеспечение наглядности способствует его лучшему восприятию и запоминанию [3].
Применение мультимедиа в детских садах помогает расширить возможность интересно и доступно преподносить детям информацию, объединяя изображение, звук, анимацию, видео и т. д. Благодаря использованию этой технологии у дошкольников развиваются психические процессы, интеллектуальные и творческие способности.
В процессе реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» довольно широко используются мультимедийные презентации, создаваемые с помощью программы Microsoft PowerPoint.
Информация, которая преподносится посредством мультимедийной презентации, наиболее понятна ребенку, потому что ее можно рассмотреть, послушать и оценить. Презентация включает в себя совокупность ярких образов, на которые ребенок сможет опираться в дальнейшем, а это значит, что задействованный процесс восприятия поможет зафиксировать предложенный материал в памяти и создать соответствующие ассоциации. Нельзя не отметить, что с помощью подобных технологий появляется возможность моделирования ситуаций, которые затруднительно или невозможно увидеть в повседневной жизни.
Все вышеперечисленные достоинства мультимедиа обуславливают целесообразность их использования в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с живописью. Качественная наглядность, большой объем и спектр демонстрационного материала, специфические эффекты, музыкальное сопровождение – все это повышает интерес ребенка-дошкольника к искусству. При этом открываются новые возможности для формирования у воспитанников знаний о жанрах живописи, о творчестве художников различных эпох, изобразительно-выразительных средствах.
При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с живописью можно использовать компьютерные игры и упражнения, мультимедийные презентации, электронные словари и энциклопедии, видеоэкскурсии. Особый интерес представляют программные продукты «Образ ребенка в живописи», «Музеи России», которые привлекают детей за счет включения большого количества иллюстраций, фотографий, репродукций картин, портретов великих художников [3].
Таким образом, включение мультимедиа в процесс формирования знаний о живописи у детей старшего дошкольного возраста значительно повышает интерес к учебному материалу, они лучше его усваивают и запоминают. Применение реалистичных и динамичных изображений, иллюстративных материалов, звуковых и видеозаписей способствует развитию у дошкольников психических функций и нравственно-эстетических качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новоселова, С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст] / С. Л. Новоселова. Г. П. Петку - М. : Новая школа, 1997. – 275 с.
2. Чайнова, Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде / Л. Д. Чайнова // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 15-22.
3. Сурова, О. А. Использование мультимедиа при ознакомлении детей дошкольного возраста с изобразительным искусством / О. А. Сурова, Н. В. Таютова // Культурологический подход в дошкольном образовании : психолого-педагогический аспект : сб. науч. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. – С. 70–72.
4. Сурова, О. А. Что могут дать детям компьютерные игры? / О. А. Сурова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – № 8. – С. 55 –59.